Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить





ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ и СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,
ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, САМООБРАЗОВАНИЯ
с использованием ресурса «Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья» и материалов сайта

Качество современного образования определяется качеством профессиональной подготовки педагогов, их компетентностью, умением решать практические задачи в «иных» педагогических условиях.

Решением коллегии Минобрнауки России по вопросу «О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» (9 декабря 2009 года) рекомендовано «введение обязательных разделов по проблемам организации и содержания образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в программы повышения квалификации руководителей и педагогических работников обычных образовательных учреждений». Компетентностный подход к формированию профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с разными образовательными потребностями предполагает, в первую очередь, выдвижение на первый план прикладного аспекта, умения решать практические задачи; а также создание таких организационно-педагогических условий, в которых педагог имеет возможность приобрести в ситуациях, близких к реальным, опыт решения жизненных проблем, исполнения разнообразных социальных ролей, рефлексии приобретенного опыта.

Очевидно, что эта работа предполагает освоение алгоритмов, знакомство с моделями и технологиями. Всё это требует пересмотра подходов к повышению квалификации, традиционного – раз в пять лет – на базе учреждений повышения квалификации явно недостаточно. Необходима система непрерывного образования непосредственно внутри каждого учреждения (организации), позволяющая решать конкретные актуальные именно для этого педагогического коллектива и сообщества проблемы. Умение организовать такую деятельность – свидетельство педагогической компетенции руководителя.

Формирование профессиональной готовности педагогов к работе в условиях образовательной интеграции предполагает использование следующих методических стратегий:

  • включение педагогов в практические ситуации, имитирующие профессиональные проблемы;
  • использование кейсов: рассмотрение большого количества ситуаций или задач, развитие умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление;
  • групповое взаимодействие, позволяющее приобрести навыки аргументации своей позиции, учёта точек зрения разных участников образовательного процесса и членов сообщества;
  • организация самостоятельной работы в логике будущей профессиональной деятельности (для студентов).

Важное место в такой работе занимает обобщение и анализ опыта. В качестве ресурса целесообразно рассматривать материалы научно-практических конференций.

Для обмена опытом решения проблемы обеспечения прав детей на образование в различных регионах страны издательством «Современные образовательные технологии» при поддержке АПКиППРО, общественного движения «Образование для всех» в 2010 году проведена всероссийская конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы».

По мнению рабочей группы, готовившей материалы к печати (в неё вошли сотрудники АПКиППРО, региональных институтов повышения квалификации и вузов, педагоги-практики, авторы учебных пособий для детей с ОВЗ), это уникальный опыт решения общей проблемы, своего рода «мозговой штурм», отражающий региональные особенности, различный уровень состояния проблемы и опыт её решения в условиях разной обеспеченности ресурсами.

С учётом того, что основной акцент в повышении квалификации специалистов образования сегодня сделан на подготовку к работе по новым стандартам, материалы сборника «Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья» сгруппирован по направлениям, соответствующим структуре ФГОС.

Разделы 3 – 5 раскрывают специфику структуры системы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями на различных этапах. В разделах 1 – 2, 6 – 9 анализируются ресурсы, представлен опыт создания условий, обеспечивающих каждому ребёнку возможность обучения с учётом особенностей и потребностей его развития. Проблемы определения результатов образования детей с ОВЗ и пути их достижения рассматриваются в разделах 10 – 12. Такая структура позволяет использовать сборник «Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья» при разработке образовательной программы школы в рамках подготовки к введению ФГОС, общеобразовательной программы ДОУ с учётом ФГТ.

Поиск педагогами – практиками ответов на злободневные вопросы имеет реальное практическое значение: в сборнике много моделей, алгоритмов, готовых к использованию. Работы разных специалистов одной школы, детского сада, ППМС центра позволяют увидеть систему работы и оценить её эффективность.

Предлагаем варианты проведения занятий и организации самостоятельной работы, самообразования с использованием ресурса «Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья».

Наличие заданий для групповой работы позволяет использовать материалы в системе профессионального образования, повышения квалификации, при проведении проблемных семинаров и тематических педагогических советов. Уточнение и конкретизация рассматриваемых практиками проблем в контексте нормативно-правового поля обеспечивается электронными ресурсами, что позволяет использовать материалы в дистанционной форме.

Избыточность заданий по каждой теме обеспечивает вариативность и возможность выбора в зависимости от стартового уровня специалистов с учётом уровня компетенций (управленцы – практики) и ступени образования (дошкольное – школьное – профессиональное).

Тема 1
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование как одна из важнейших задач государственной политики.

1.1. Нормативно правовые основы обеспечения права детей с ОВЗ на образование
1.2. Механизмы обеспечения права детей с ОВЗ на образование
1.3. Критерии измерения результативности образования детей с ОВЗ

Возможные образовательные продукты:

  • рейтинг показателей результативности образовательного процесса для детей с ОВЗ как основа проектирования образовательной программы учреждения (рейтинг в дальнейшем требует уточнения, т.к. логика данной темы не предполагает рассмотрения запросов работодателей, что является принципиальным для построения окончательного рейтинга как основы определения результатов образования);
  • перечень документов (локальных актов), регламентирующих деятельность конкретного образовательного учреждения по обеспечению права на образование конкретных категорий детей с ОВЗ, определяющих уровни полномочий участников образовательного процесса;
  • разработка процессов, обеспечивающих право на образование конкретных категорий детей с ОВЗ в ОУ;
  • эссе («Идеальное законодательство, обеспечивающее равный доступ к образованию: миф или реальность», «Рифы современного законодательства об образовании детей с ОВЗ: взгляд практика»).

Дополнительный материал для написания эссе

Планируемые результаты:
В результате выполнения заданий по теме участники:

  • демонстрируют понимание нормативно-правовых основ образования детей с ОВЗ;
  • получают опыт рейтингования запросов участников образовательного процесса;
  • получают опыт формирования нормативно-правовой базы ОУ по обеспечению права детей с ОВЗ на образование.

Тема 2
Сеть учреждений, оказывающих коррекционно-развивающую помощь ребёнку и его семье.

2.1. Основные тенденции развития сети.
2.2. Новые организационные формы помощи детям с ОВЗ
2.3. Расширение функций действующих коррекционных учреждений
2.4. Алгоритмы взаимодействия специалистов служб сопровождения семьи и ребёнка с ОВЗ
2.5. Механизмы проведения кадровой политики, обеспечивающей новые функции персонала в различных формах психолго-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
2.6. Планирование и прогнозирование тенденций развития муниципальной системы образования с учётом данных диагностики рисков детей раннего возраста

Тема 3
Технологии и средства обучения детей с ОВЗ

Тема 4
Содержательное наполнение предметов коррекционного блока, совместной деятельности, дополнительного образования


 

 

 

 

 


© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru