Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




02.04.2012


Международный день детской книги


«Писать книги для детей – это круто» Но пока не в России



Международный день детской книги, чем не повод подарить книгу?

А когда вы последний раз покупали новую книжку своему ребёнку, внуку – не по программе, а просто так?


Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY) 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.

Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги.


Но России праздновать нечего: на нашем рынке детской литературы практически полностью отсутствует качественный товар. Редкие хорошо оформленные переводные книги от маленьких издательств – капля в море, а крупные игроки предпочитают современным писателям советских классиков, произведения которых можно выпускать огромными тиражами и с убогими дешевыми иллюстрациями (Сытинские традиции издания классики с классическими же высокохудожественными иллюстрациями забыты). Крупные издательства переиздают классические книжки, причем часто с современными и не очень качественными иллюстрациями. Поскольку рынок детской литературы довольно консервативен, он меняется медленно. Покупают те книги, с которыми читатели знакомы еще по собственному детству. На этом легко зарабатываются деньги.

При этом в западной детской литературе есть то, чего давно почти не осталось в российской: высокого уровня качества книги как конечного продукта. Это когда в книге все прекрасно – и текст, и рисунки, и то, что хотел сказать автор. У нас такие книги – редкость. То яркое, смешное и переводное, что выходит в относительно небольших издательствах микроскопическими тиражами по 3000-5000 экземпляров, – можно считать статистической погрешностью.

Детская книжка – это очень дорого. Для качественного издания нужна хорошая, плотная бумага, яркие разноцветные краски, крупный шрифт и большое количество рисунков, а значит и страниц. Как говорят сотрудники издательств, себестоимость хорошего детского издания составляет 120-150 рублей. По закону рынка, издателю не выгодно продавать такую книгу меньше чем за 300-400 рублей. Вместе с магазинной наценкой получается под полтысячи. И это проблема. Потому что платить такие деньги за книжку, страницы которой вскоре будут изрисованы, измяты или вырваны, и которая достаточно быстро перестанет быть интересной растущему хозяину, готовы далеко не все.

Сотрудница крупного столичного издательства: «выпуск хороших детских книжек – это просто нерентабельно: большой тираж не разойдется, а в маленьких для таких гигантов нет смысла».

Это тупик, единственный выход из которого – господдержка детского книгопечатания по западному примеру.


На Западе книги – и взрослые, и детские – тоже очень дороги, иногда даже дороже, чем у нас. Но тамошние законы рынка позволяют любому – и большому и самому крошечному издательству – выпускать качественную детскую литературу в любом количестве. Просто потому, что издавать детские книги там всегда выгодно. И дело тут даже не в очень распространенной в США и Европе системе грантов, когда писателям, выигравшим конкурс, помогают печататься благотворители.

Ещё одна причина недоступности качественной детской литературы для двух третей населения России – в проблемах с распространением. После того как в последний кризис разорилась «Топ-книга», система распространения оказалась под контролем крупных издательских холдингов, которым, конечно, совсем не интересно распространять продукцию конкурентов.

В Англии, например, несколько раз в год проводят праздники чтения в районных библиотеках, где книги продаются со скидкой, а разницу с рыночной ценой оплачивает государство. Швеция субсидирует издание книг, выбранных специальным экспертным советом, - из числа тех, что явно не окупятся. В Германии и Австрии издателям гарантирован частичный выкуп книг детскими библиотеками. Во Франции дотируется деятельность детских книжных клубов.


Для преодоления проблемы распространения, ухода от торговых наценок, повышающих цену книги вдвое, большинство издательств открывает свои Интернет – магазины, где наценки сведены к нулю.



По словам Анны Насиновой, генерального директора издательства «Детгиз», «для поступательного развития интереса к чтению ребенку книжная новинка нужна каждые две недели».

Для России цифры нереальные. Наш ассортимент поражает своей скудностью. В многочисленных родительских рейтингах на первых местах – всегда Барто с Чуковским, как будто за последние 50 лет больше ничего не было написано. Это определяет и расстановку сил на российском рынке детской литературы: тройку лидеров с фантастическим отрывом стабильно, вот уже несколько лет, занимают дешевые книжки детского поэта Владимира Степанова, выпускающего массу всевозможных азбук-букварей в стихах (в 2011 году было издано 2,6 миллиона экземпляров), и как качественные, так и не очень издания Корнея Чуковского (2,4 миллиона) и Агнии Барто (946 тысяч).

Такой выбор связан с отношением нашего общества к детям: у нас достаточно консервативное образование, консервативный подход к развитию ребенка, только в крупных городах есть ростки современных методик.

Представьте себе, чтобы во взрослой литературе 80% занимали бы книги Пушкина. Почему-то взрослые к своему развитию подходят критично, пытаются понять, как устроен современный мир, ищут ответ в книгах на животрепещущие вопросы, а применительно к детям ведут себя как махровые консерваторы.

Во всех развитых странах в школе есть программы классической и современной литературы, причем, рекомендованные министерствами образования списки современных книг меняются ежегодно.

Окончательный выбор остается за учителем.

Отдельные попытки издателей просветить школьных учителей наталкиваются на активное сопротивление последних, привыкших в большинстве своем ходить проторенной тропой до методического центра и обратно.

У издателей нет средств на то, чтобы брать на себя функции государства и заполнять школьные библиотеки актуальной литературой. А «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная до 2020 года, хоть и принята, но де-факто не реализуется.


Президент Ассоциации книгоиздателей России Константин Чеченев отмечает, что на Западе государство поддерживает детскую литературу тем, что пропагандирует чтение, развивает программу библиотек, а также привлекает для рекламы чтения популярных в подростковой среде персонажей – певцов, спортсменов, актеров.

Западные государства выделяют средства на закупки новинок в школьные библиотеки. Муниципальные и школьные библиотеки обязательно пополняются книгами-лауреатами литературных премий прошедшего года. Помимо того, что такая система создает и поддерживает интерес к литературе, она гарантирует детским издательствам минимальный возврат средств, на которые они могут существовать, несмотря на колебания рынка.


Справедливости ради: премия «Просветитель» реализует большую библиотечную программу: ежегодно в 125 библиотек регионов России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, отправляются книги лауреатов и финалистов Премии. Но это не государственная программа.


Существуют сегодня и электронные, и аудиокниги для детей. Но это в основном касается книг, где текст на первом месте. Соответственно, это книги для детей постарше. А книги для малышей традиционно покупают в бумаге. И довольно сложно технологически еще сделать какие-то интерактивные книги для «Айпада» или «Айфона», для мобильных приложений. Это довольно дорого. Аудиокниги в целом пока ограничиваются школьной программой и рекомендациями по внешкольному чтению. Современных аудиокниг не очень много.



А тем временем

Быть детским писателем на Западе – это круто.



Вообще, там творить для детей – это не подработка, как в России, а большая ответственность и почетная обязанность.

Для голливудского актера сниматься в детском фильме - вершина карьеры, лучший признак народного признания.

Так же и с книгами. Когда президент США Барак Обама пишет детскую книгу, он не борется за голоса избирателей. Когда Мадонна придумывает сказки, она не надеется, что кто-то из родителей купит ее диск. И даже рэпер 50-Cent не пытается привлечь внимание к своему концерту, написав книгу для подростков.

«Писать для детей – это привилегия, – говорит Хью Доналд из Young Readers – Penguin Group. – Многие знаменитые люди пишут детские книги просто потто му, что очень важно сделать что-то хорошее для детей».

Вот этого-то понимания и не хватает в России. И неизвестно, кому больше: писателям, издателям, родителям или чиновникам.



Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Федерального агентства по культуре и кинематографии разработаны рекомендации, направленные на содействие разработке и реализации национальных, региональных и муниципальных программ и проектов по поддержке и развитию чтения.

РИА Новости
Почему дети стесняются читать

Почему дети стесняются читать

13:20 19/10/2011 Неутешительная статистика, рисующая апокалиптическую картину массового отказа от книги, строится в основном на опросах самих детей и их родителей. Она не учитывает знакомого социологам явления: отвечая на вопрос исследователя, люди часто не говорят о тех явлениях своей жизни, которых стесняются. И еще чаще – после опроса они ведут себя совсем не так, как якобы планировали в момент общения с анкетером.>>





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru