ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ |
Аппарат организации усвоения и ориентировки В силу специфики целевой аудитории учебника и особенностей восприятия современных школьников, формирующегося в эпоху визуальной культуры (Ф.Джеймисон /1990/, O. В. Мехоношина1 /2008,/), именно внетекстовые компоненты несут основную содержательную и организационную нагрузку. «Ценности культуры в опыте конкретного человека передаются, во многом, через зрение. По разным данным, 70—90 % информации поступает в мозг человека через визуальный канал». Аппарат организации усвоения включает:
Система изложения учебного материала в учебнике определяется закономерностями развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Для них характерно преобладание эмоциональной мотивации. Для её создания введена сюжетная основа – семья двух подростков, разные члены которой нуждаются на определённых этапах в помощи. Таким образом, содержание учебных материалов утилитарно, они узнаваемы для ученика, основаны на окружающих его реалиях; выполнение заданий «помещает учащихся в центр» содержания учебной ситуации. Такой подход обеспечивает и решение содержательных задач курса, т.к. профессии младшего обслуживающего персонала (помощник в ведении домашнего хозяйства) предполагают оказание помощи членам общества. Внутритекстовая дифференциация учебного материала реализуется с помощью
В результате создается многослойность текста, отражающая иерархическую структуру учебного материала. Дидактически обусловленная структура учебника обеспечивает последовательность деятельности в соответствии с этапами образовательного процесса. Перед изучением раздела организуется проблемная беседа по иллюстрации, вызывающая мотивацию деятельности учеников. На втором этапе определяются главные направления и этапы освоения темы; затем они последовательно раскрываются и в заключении при воспроизведении, комментировании, выборе алгоритма (с картинной основой) обеспечивается повторение и рефлексия. Воспроизведенные знания выступают в качестве основы для их последующего более углубленного развертывания, обобщения и систематизации (например, алгоритм стирки включает последовательно все освоенные ранее частные алгоритмы). Эту же функцию выполняют коммуникативные связи в форме личного обращения к ученику как соучастнику процесса с предложением помочь героям книги. Поскольку целью работы по курсу является формирование жизненной и профессиональной компетенции, в конце учебника представлены материалы для самооценивания (совместная с учителем деятельность), решающие двойную задачу:
Материалы раздела обеспечивают реализацию авторской концепции – оценка не отдельных умений, а их совокупности, по новому – не программно-тематическому, а профессиональному основанию. Такая форма подачи, приучая ребенка обращаться за дополнительной информацией (в данном случае – требования работодателя), не утяжеляет восприятия программного материала и является общепринятой для учебных изданий. Раздел, выполняя ориентировочную функцию, имеет и важное методическое значение, являясь средством, позволяющим расставить первоначальные ориентиры. Прибегая к этому методическому приему, мы руководствовались практикой, принятой в общеобразовательной школе, что предусмотрено ст. 17 Закона РФ «Об образовании». Отбор аппарата организации усвоения обеспечивает достижение одной из целей данного курса – сформировать у умственно отсталого подростка необходимую систему осознанных визуальных координат современного культурного пространства, стандартизировать визуальное окружение (предупреждающие, запрещающие, рекомендующие знаки; условные обозначения, инструкции), обеспечить практику распознавания визуальных кодов (ярлык, цвет, стрелка, знак), опыт визуальных коммуникаций. Для всех умственно отсталых детей характерны затруднения в овладении навыком чтения, многие подростки с умеренной интеллектуальной недостаточностью не овладевают навыком чтения на понятийном уровне, поэтому в учебнике используется обширный визуальный ряд. Иллюстративный материал учебного содержания, — наглядная опора мышления учащихся. В учебнике большое число полноцветных иллюстраций, собранных в тематические блоки, просматривая которые, ученик получает связное представление об изучаемой теме. Специфические средства цветного изображения позволяют усилить познавательный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала, обеспечив тем самым его успешное усвоение, создать условия для формирования умений сравнивать, классифицировать, обосновывать и т. д.; уделять внимание условным обозначениям. Иллюстративный материал выступает в различных функциях: и как основной, самостоятельно раскрывающий содержание материала (картинные алгоритмы, порядок сборки и пр.); и как обслуживающий – дополняющий, конкретизирующий (увеличенные изображения инструкций, правил безопасности конкретных средств), способствуя тем самым более эффективному его восприятию и усвоению. Иллюстрации помогают ученику быстро и эффективно повторить и обобщить изученный материал. В рамках предмета, ориентированного на обеспечение максимальной самостоятельности подростка, акцент делается не на знании – оно повторяется и закрепляется, а на алгоритме действий. Визуальное сопоставление алгоритмов способствует дифференциации действий в различных, но сходных ситуациях. Кроме того, в методический аппарат учебника введены учебные иллюстрации в виде схем, фотоиллюстраций, сюжетных и предметных картин, способствующих формированию у школьников целостной картины мира. Аппарат ориентировки — подструктура учебника, обеспечивающая организацию внимания учащихся при работе с учебным материалом. Используемые для ориентировки условные обозначения тщательно отобраны в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 – 2001 по содержанию, цвету, форме и представлены в разделе «Условные знаки». В учебнике применён принцип фиксированного формата: один урок – один разворот книги. На левой стороне разворота представлена «теория» – сведения, необходимые для выполнения определённых работ, на правой стороне – задания для практической отработки, позволяющие сформировать необходимые для перехода к практическому выполнению умения. Работа по учебнику обеспечивает при среднем темпе освоения материала примерно пятую часть учебного времени. Остальное время, в соответствии с задачами профессионально-трудового обучения и процесса образования детей с умственной отсталостью в целом, отводится на практику (выполнение заданий в рабочей тетради, работа в кабинете технологии и в условиях, максимально приближенных к производственным). При этом остаётся достаточный резерв времени, который при необходимости можно использовать на освоение базовых навыков по учебнику, повторение алгоритмов. В учебнике, адресованном школьникам с тяжёлыми нарушениями, визуализован лишь доступный ребёнку тематический принцип рассмотрения материала. Группировка материала учебника по пяти разделам («Сохранение и поддержка здоровья»; «Гигиена ближайшего окружения»; «Уборка помещений»; «Уход за одеждой», «Проверь себя») представляет собой «вершину айсберга», которую мы сочли возможным предъявить ребёнку. Методическая и содержательная (в аспекте деятельности) составляющая скрыта от него и реализуется через специальную систему структурирования материала в разворотах учебника. В соответствии с выбранным форматом, отобраны рубрикации и цветовые выделения:
Таким образом, каждый разворот является относительно самостоятельной, единой, сложно организованной системой, имеющей определенную дидактическую и психологическую направленность. Такое структурирование учебного материала обеспечивает дифференцированный подход – при необходимости можно вернуться к необходимому развороту, либо, наоборот, пропустить, если установлено, что школьники (особенно это касается более сохранных) усвоили материал на предыдущих ступенях обучения. Курс носит интегративный характер и базируется на знаниях и умениях, формирующихся на протяжении всего периода обучения; однако в силу большого разброса особенностей развития школьников они по-разному усваивают материал предшествующих лет. В соответствии с Пояснительной запиской к базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант), «каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы, что позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики». Внутри и межпредметная интеграция и преемственность переводят образовательную область «Технология» в социальную сферу жизненной компетенции развивающейся личности. В рамках курса подготовки младшего обслуживающего персонала интегрируются знания и навыки, сформированные в предшествующие годы. Установление содержательных внутри и межпредметных связей содействует организации процесса усвоения, проектирует возвращение к изученному ранее, включение его в более широкую систему знаний. В то же время при выявлении пробелов материал учебника обеспечивает отработку базовых навыков и их применение в новых условиях. Конструирование учебника с учетом психолого-педагогических аспектов учения и психофизиологических особенностей конкретной категории школьников позволяет «развернуть» учебник к ученику и особенностям его учебной деятельности и обеспечить достижение планируемого результата.
|
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |