Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить





ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Методические подходы авторов учебника к организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями

Рассмотрим на примере изложения логики знакомства со специализациями врачей.

Предложенная логика является принципиальной и отражает особенности работы с рассматриваемой категорией детей: «Установлено, что для них характерны психическая пассивность, непринятие задачи, затруднен начальный этап выполнения задания (процесс выяснения, выделения нужных признаков)... Часто у детей можно отметить почти полное отсутствие ориентировочного этапа в их деятельности, при решении задачи они зачастую сразу, легко, «бездумно» приступают к ее выполнению, без всякого предварительного осмысления условий… Трудности этих детей не в том, что они не способны выполнять отдельные действия, из которых состоит решение задачи, а в том, что они не видят связей между действиями. Механическое их выполнение по указанию взрослого не приводит к пониманию смысла самой задачи и возможности решить другую, аналогичную задачу» (А.Р. Малер, 2010)

Исходя из этих особенностей, знание не даётся школьникам сразу в готовом виде – там, где это позволяет уровень их развития, обучение основывается не на заучивании готового знания, а на личном опыте, активизации остаточных знаний.

Рассмотрение темы выстраивается в следующей логике:

  • разворот с.с. 14-15: сначала предлагается алгоритм – в каком кабинете что делают, затем на второй (практикоориентированной) странице разворота предлагается использовать рассмотренный алгоритм при ответе на вопросы;

  • с. 16 – при выполнении задания «Рассмотри картинки и скажи, что лечит каждый врач» обеспечивается активизация и закрепление имеющегося личного опыта, знаний, полученных в предыдущие годы обучения;
  • развороты с.с. 16-17 и с.с. 18-19 – закрепление, уточнение знаний, узнавание в тексте, введение в активный словарь при работе с расписанием приёмов врачей и выполнением задания к картинке;

  • разворот с.с. 20-21 – итоговый по теме поликлиника – уточняет и закрепляет полученные знания – даются формулировки (стоматолог, окулист, рентгенолог).

Таким образом, с опорой на актуальные умения ученика организуется работа над умениями, находящимися в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

В той же логике объяснение функционала рентгенолога сознательно не дано в начале раздела для активизации познавательного интереса детей.

Потребностью специально организовывать работу по профилактике «застревания», формирования динамического стереотипа, свойственного подросткам с нарушением интеллекта, время посещения больных родственниками в стационаре на с. 27 и с. 28, расписание работы врачей (так же, как и фамилии врачей) на с. 16 и с. 18 специально даны разные.

Подробнее методика работы разъясняется в методических рекомендациях для учителя.

 


© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru