Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить





ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Авторские подходы к системе заданий и вопросов в учебнике

Учебные задания в учебнике по курсу, направленному на обеспечение возможности трудоустройства, составляют более 50% содержания. Реализация функции индивидуализации средствами учебника потребовала изменения самой конструкции учебника, который приобрёл форму беседы с увеличением удельного веса проблемных приемов организации текста (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, И.С. Якиманская, 2004).

Считаем необходимым отдельно пояснить авторские подходы к системе заданий и вопросов в учебнике.

Учебник используется на самом уроке в ходе познавательной деятельности учащихся. Используя систему заданий в учебнике, учитель ставит перед учащимися познавательные задачи, которые дают ему возможность развить навыки их ориентировки в материале и создать условия для успешного выполнения ими исполнительских действий. Вопросы и задания расположены по иерархическому принципу, что позволяет вести урок по методике «восхождения» по уровням усвоения.

Учёт специфики деятельности умственно отсталых школьников обусловил особое внимание к полноте и дифференцированности операций, обеспечивающих общепонятность и безусловную доступность всех операций для каждого учащегося.

Помимо вопросов на понимание, уточнение, закрепление, воспроизведение в изменённой ситуации в начале каждой темы предусмотрены предварительные диалоги и пропедевтические беседы по сюжетным картинам для выяснения готовности учащихся к изучению раздела.

Программой (в соответствии со сложившейся образовательной практикой и единой концепцией ФГОС СО) предусмотрено выделение трёх уровней при оценке продвижения ребёнка в усвоении материала. Каждый уровень описывается в отношении конкретной единицы содержания и умения, т.е. того, какие операции учащийся будет выполнять с освоенной единицей содержания, в терминах, определённых наиболее употребляемой сегодня в российском образовании шкалой таксономии Блума:

  • начальный (базовый) уровень (воспроизводить, демонстрировать понимание);
  • достаточный уровень (применять);
  • самостоятельный уровень (выбирать, анализировать, обобщать, оценивать).

Система заданий в учебнике, обеспечивая усвоение и отработку изучаемых тем с позиций компетентностного подхода («Умеет/ еще не умеет делать что-то»), позволяет педагогу определить уровень актуального развития каждого школьника.

При составлении учебника специально отслеживалось соблюдение баланса заданий по каждому уровню.

Из таблицы видно, что более трети заданий по каждой теме обеспечивает первый – базовый уровень (при этом пассивное воспроизведение составляет в целом не более 4 % от общего количества заданий).

Значительное количество заданий третьего уровня (выяснение причинно-следственных связей, выделение недостающего, лишнего, прогнозирование последствий) направлено на формирование максимально возможной самостоятельности и сознательности выполнения действий. Именно такой процент заданий третьего уровня, как показала десятилетняя практика апробации программы, является необходимым и достаточным для обеспечения зоны ближайшего развития, индивидуализации обучения. В то же время увеличение удельного веса таких вопросов нецелесообразно, т.к. мыслительные способности подростков с умеренной степенью умственной отсталости ограничены.

Относительно небольшое количество заданий на применение обусловлено тем, что значительная часть курса проводится в форме практических занятий и производственной практики, где этот уровень отслеживается в деятельности.

Диаграмма наглядно демонстрирует (данные автоматически округлены до целых) соотношение заданий по уровням в различных разделах учебника.

Так небольшое количество заданий второго уровня во втором разделе отражает авторское понимание направленности знаний, осваиваемых в этом разделе: обеспечение навыков безопасного поведения, основанного на знании того, как необходимо действовать в определённой ситуации. Здесь важно не столько воспроизведение знаний, сколько именно умение выбирать на основе имеющихся знаний модель безопасного поведения с учётом условий.

В третьем и четвёртом разделах учебника обеспечивается освоение алгоритма и сложного алгоритма. Поэтому не менее четверти всех заданий учебника позволяют организовать деятельность именно на уровне отработки умений как базы для последующего выбора.

Как любой курс для детей с особыми образовательными потребностями, данный является коррекционно-развивающим, вопросы разного уровня, согласно авторской концепции, способствуют, в первую очередь, решению основной задачи курса – освоению алгоритмов деятельности младшего обслуживающего персонала, умению выбрать инвентарь и средства, воспроизвести алгоритм при осуществлении профессиональных обязанностей, пользоваться условными обозначениями для обеспечения безопасности деятельности.

 


© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru