Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить





ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Структура программы и содержание обучения

Глобальной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, формирование для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.

Содержание программы, обеспечивая освоение базового минимума, расширено в сторону получения прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная квалификация.

Курс является систематическим. Внутренняя логика построения программы прикладного характера определяется академической логикой школьной дисциплины. Вводная и заключительная темы посвящены определению места отрасли знаний в той сфере человеческой деятельности, которая легла в основу прикладного курса.

Логика курса для учащихся раскрывается в конкретных жизненных ситуациях, требующих применения, уточнения знаний и умений, полученных на предыдущих этапах обучения, приобретения новых. Преемственность всех этапов обучения, предметных областей обеспечивает формирование у ребёнка целостной картины мира, определения себя в ней, понимание значения труда младшего обслуживающего персонала.

Итоговое занятие организуется в форме самооценивания – школьник с помощью педагога оценивает свои умения по опорной таблице, определяя доступную ему специализацию в группе профессий Младший обслуживающий персонал.

По своему содержанию курс обеспечивает профессиональные пробы и социальные практики (позволяет школьнику получить опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений в реальных условиях).

Допрофессиональное обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития организуется с учётом производственного окружения школы, при этом оцениваются возможности организации производственной практики, трудоустройства выпускников по месту их жительства и возможности предоставления общежитий или квартир детям-сиротам.

Изменение типовых учебных программ, предусмотренное Законом РФ «Об образовании», обусловлено учетом особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью, современной социальной ситуации в стране, технологических особенностей местных предприятий.

Отбор содержания проведён в соответствии с целями обучения детей с интеллектуальными нарушениями и документами, регламентирующими содержание работ и функции младшего обслуживающего персонала.

Содержание программы допрофессионального образования направлено на обеспечение возможности трудоустройства выпускника в современных условиях. В посткризисном обществе неквалифицированный труд осуществляется и людьми со средним и высшим специальным образованием. Для определения ниши, доступной выпускникам с тяжёлыми нарушениями, был изучен социальный заказ – спрос на услуги неквалифицированного персонала в различных территориях страны.

Анализ спроса определил темы, подлежащие изучению. В частности, высокая востребованность услуги по сопровождению больных и престарелых на прогулке, в поликлинику, обусловила введение раздела «Сохранение и поддержка здоровья». Содержание программы определено требованиями Общероссийского классификатора занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298). Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие) – любой вид деятельности, в том числе, не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход (в отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку).

Вместо традиционной ориентации на получение одной профессии, обучение направлено на знакомство и освоение практических навыков определенного ряда профессий, знание которых дает более широкие возможности трудоустройства (освоение разнообразных практических навыков происходит в соответствии с индивидуальными особенностями подростка). Реализация основного принципа XXI века «образование в течение всей жизни» в применении к людям с интеллектуальными нарушениями имеет специфику: эта категория не способна к ПЕРЕучиванию. Соответственно в период обучения необходимо освоить максимальное количество умений для обеспечения дальнейшей мобильности.

В ОКЗ для определения общности работ и группировки занятий выделены следующие характеристики:

  • содержание выполняемых работ,
  • предметы, средства и орудия труда,
  • конечные результаты трудовой деятельности.

Эти характеристики определили круг теоретических сведений и набор практических умений, необходимых для освоения профессий группы «неквалифицированные рабочие, младший обслуживающий персонал», разделы программы, структуру каждой темы и планируемые образовательные результаты.

Реализация программы создаёт условия для овладения умственно отсталыми школьниками знаниями, умениями и навыками, общими для группы родственных профессий младшего обслуживающего персонала во взаимосвязи с общеобразовательной подготовкой на основе преемственности с трудовым обучением и курсом социально-бытовой ориентировки в V—VII классах.

Содержание программы продолжает образовательные линии, заложенные в общеобразовательных предметах. Таким образом, допрофессиональное обучение рассматривается как часть коррекционно-развивающего образовательного процесса, неразрывно связанная с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни.

Использование в качестве классификационной единицы укрупненных групп трудовой деятельности обеспечивает ориентировочный характер содержания программы и её модульную структуру. Учитель может внести необходимые изменения с учётом особенностей региона, специфики развития каждого ребёнка, расставить акценты при изучении тех или иных тем в соответствии с типологическими особенностями развития детей с разной степенью интеллектуального недоразвития.

Программный материал сгруппирован в четыре раздела:

  • сохранение и поддержка здоровья;
  • гигиена ближайшего окружения;
  • уборка помещений;
  • уход за одеждой.

Первые два раздела обобщают и систематизируют полученные в предыдущие годы обучения знания, являющиеся базовыми для формирования необходимых профессионально-трудовых умений и культуры жизнедеятельности в целом.

Третий и четвёртый разделы базируются на элементарных трудовых навыках, приобретённых в ходе освоения в 1 – 7 классах предметов образовательной области «Технология», курсов «Социально-бытовая ориентировка», «Домоводство». Углубление и расширение знаний и умений идёт в направлении освоения алгоритмов и технологий деятельности, изучения свойств материалов, определяющих выбор моющих средств и инвентаря, практического понимания устройств машин и механизмов. В программу также включают практические темы, цель которых заключается в освоении новых трудовых операций, совершенствовании навыков работы.

Все разделы имеют подразделы внутри себя. Каждая тема изучается по единой структуре и заканчивается алгоритмом, обеспечивающим этапность работ и объединение нескольких конкретных умений, закрепляемых по концентрическому принципу. Например, сначала изучаются правила уборки полов, ухода за мебелью, затем эти навыки объединяются при отработке алгоритма проведения ежедневной уборки помещения. Усложнение алгоритма происходит не только путём увеличения количества операций, но и необходимостью выбора одного из нескольких возможных путей (например, выбор чистящего средства с учётом материала оборудования).

Содержание отражает объективную структуру доступных детям с тяжёлыми нарушениями действий, расположенных по принципу «от простого - к сложному».

Программа построена концентрически: знания, осваиваемые в одном разделе, дополняются в следующем. Это дает возможность постепенно усложнять содержание изучаемого и закреплять уже изученное

Раздел «Проверь себя» введён для формирования элементарной самооценочной деятельности. Осознание школьником реального уровня умений и соотнесение его с требованиями к определённым профессиям формирует адекватные запросы и способствует успешной социализации.

При разработке диагностической таблицы критерием оценки продвижения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются показатели усвоения алгоритма, самостоятельность, способность запросить и использовать помощь как условия, обеспечивающие их социальную и культурную адаптацию, способность жить в обычных средовых условиях.

Модульный характер программы позволяет использовать материалы этого раздела не в конце изучения курса, а поэтапно – по окончании работы с каждой образовательной единицей (темой, умением).

Выделение элементов содержания, теоретической части и блока заданий определены главной методической задачей – формированием умения применять знания на практике.

Каждая тема включает необходимые для освоения по конкретной теме знания и задания по её освоению, позволяющие сформировать конкретные умения.

Учащиеся с тяжелой умственной отсталостью практически не владеют такими общетрудовыми умениями, как ориентировка в задании, планирование работы. Поэтому используются подробные объяснения заданий, практический показ приемов работы, описание и иллюстрация очередности трудовых действий.

В работе, направленной на социализацию воспитанников, важное место занимает привитие навыков безопасного поведения. Государственные нормативные требования безопасности, сформулированные в типовых инструкциях по охране труда, определили выделение элементов содержания, освоение алгоритмов безопасной работы в каждой теме и наличие заданий, обеспечивающих освоение требований безопасности перед, во время и по окончании работы.

Учёт специфики развития детей с умственной отсталостью обусловил использование специальных средств обучения. В процессе освоения программы школьники знакомятся со знаками безопасности (ГОСТ Р 12.4.026 – 2001) : запрещающими (красный круг с поперечной полосой), предупреждающими о возможной опасности, призывающими проявить внимание и осторожность (жёлтый треугольник, восклицательный знак), предписывающими определённые действия во избежание опасности (синий прямоугольник).

По мере знакомства школьники учатся находить эти знаки на этикетках моющих и чистящих средств, указателях. Формированию навыка следования указаниям знаков безопасности способствует их использование при организации работы – эти условные обозначения организуют работу ребёнка. Использование символических обозначений обеспечивает четкое структурное членение и графическое выделение новых слов и понятий, выводов.

Введение в методический аппарат условных обозначений обеспечивает возможность организации дифференцированного обучения при наличии в классе (группе) детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности: материалы предписывающего значения в синей рамке изучаются более сохранными детьми.

Школьники, освоившие на практике знаки безопасности, переходят на следующий этап работы с символической наглядностью – при «чтении» указателей на ярлыках одежды.

Работа с условными обозначениями наряду с предметными задачами позволяет решить и более широкие – сформировать умение воспринимать информацию в различной форме, в том числе, и символической. В свою очередь это развивает мышление учащихся; формирует основные приемы умственной деятельности.

Для детей с тяжёлой умственной отсталостью овладение навыком чтения затруднено, поэтому использование символических обозначений можно рассматривать как обходные пути образования, обеспечивающие достижение поставленных целей доступными для данной категории детей средствами.

Этими же соображениями обусловлено введение в обучение обширного визуального материала, облегчающего восприятие, понимание и запоминание учебного материала. Для обеспечения возможности допрофессионального обучения детей с тяжелыми комплексными и выраженными интеллектуальными нарушениями все значимые понятия, алгоритмы, опорные схемы даются в невербальной форме.

Вся использующаяся изобразительная наглядность выполняется в реалистическом плане и в цветном изображении.

Использование иллюстративного материала направлено на общее усвоение содержания изучаемого материала и его частностей и предполагает организацию дифференцированной работы с ним. Для менее сохранных, в том числе и нечитающих детей наглядность обеспечивает чёткое следование алгоритму. В то же время зрительная опора облегчает работу с такими сложно формирующимися общеучебными умениями, как планирование деятельности, словесный отчёт о проделанном; становление регулирующей функции речи в целом.

Иллюстрации используются и как средство наглядности, и в качестве непосредственного источника знаний. В начале каждого раздела организуется работа по сюжетным рисункам, позволяющая учителю организовать наблюдение и беседу, выявить уровень наличных знаний, а также создать проблемную ситуацию с опорой на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт, мотивирующую школьников на освоение нового, стимулирующую развитие в некоторой степени самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний. Целенаправленное включение наглядных средств в структуру занятия позволяет активизировать внимание учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала.

Таким образом, использование специфических методов обучения: опора на наглядность, включение в подготовительную деятельность беседы по сюжетным картинам и предметных действий, проговаривание всех производимых действий, отчёт о проделанной работе, обеспечивают необходимую поддержку ребёнка в освоении материала программы.

Известно, что у детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно с тяжелой формой, выраженные нарушения познавательной деятельности сглаживаются относительно более сохранной эмоциональной сферой. Эмоциональное насыщение учебного процесса, постоянное обращение к реально существующим связям обеспечивают практическую направленность обучения. С этой целью в занятия введены сквозные герои – подростки Катя и Ваня. Задания моделируют знакомые детям социально-бытовые ситуации, предлагают помочь Кате и Ване в решении возникающих проблем.

Таким образом, обеспечивается актуализация знаний, специально организованная в соответствии с возрастными особенностями восьмиклассников учебная деятельность позволяет каждому школьнику выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего. Многократные упражнения вырабатывают положительные привычки, способствующие адаптации, воспитывают доброжелательность, стремление помочь друг другу.

Понимание того, что для социальной адаптации необходим определенный уровень диалогической речи – умение взаимодействовать с другими людьми, вступить в беседу, поддержать ее, обусловило введение наряду с практическими упражнениями для усвоения и повторения учебного материала заданий активизирующего характера, прямо требующих речевой коммуникации, предлагающих ученику задать вопрос о чём-то, попросить, обратиться.

Программные темы допрофессионального этапа обучения построены по операционно-предметному принципу: содержание большинства тем составляет обучение технологическим операциям, а уровень сложности практических заданий определяется сложностью алгоритма. Реализация программы осуществляется при организации практических работ, экскурсий, учебных прогулок, сюжетно-ролевых игр, работы в малых группах.

В процессе выполнения задания учащимся приходится длительное время заниматься однообразной, монотонной работой. Для профилактики «психического насыщения» используются разнообразные задания комплексного характера, способствующие развитию внимания, зрительного восприятия, мыслительных операций.

При выполнении заданий ученики отрабатывают навыки практического применения измерительных приборов (календарь, часы, термометр), учатся пользоваться расписаниями, инструкциями. Таким образом, в процессе обучения обеспечивается развитие психических функций и познавательной деятельности детей, коррекция их недостатков.

В программах не указано примерное количество учебных часов, отводимых на те или иные темы, т.к. в зависимости от подготовленности учебной группы и технических условий количество часов может изменяться. Основным ориентиром для определения времени на изучение раздела является практическое овладение большинством учащихся формируемыми умениями, освоение алгоритма. Рекомендуемое соотношение количества часов на теоретическую и практическую подготовку составляет 1 / 3.

 


© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru