Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить





ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Паспорт примерной программы допрофессиональной подготовки
«Подготовка младшего обслуживающего персонала» школьников с лёгкой и умеренной умственной отсталостью

1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной образовательной программы СКОУ VIII вида для подготовки по укрупненной группе профессий неквалифицированных рабочих в 8 классе.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:
дисциплина входит в образовательную область «Технология».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять материалы и их свойства;
  • читать запрещающие, рекомендующие и предписывающие знаки;
  • выбирать режимы обработки (уборки) с учетом характеристик материалов и инструкций;
  • соблюдать технологическую последовательность при выполнении работ: оказание доврачебной помощи, уборка, стирка, глажение, мелкий ремонт одежды;
  • подбирать чистящие средства и спецодежду.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные виды материалов, из которых изготавливаются санитарно-технические изделия, полы, мебель, одежда;
  • основные сведения о назначении и свойствах чистящих средств;
  • технологию проведения работ: оказание доврачебной помощи, уборка, стирка, глажение, мелкий ремонт одежды;
  • особенности проведения работ в производственных помещениях и в быту;
  • наиболее употребительные запрещающие, рекомендующие и предписывающие знаки;
  • правила техники безопасности при работах;
  • правила выбора и применения средств, инструментов, спецодежды;
  • последовательность операций;
  • приемы выполнения работ;
  • требования к качеству выполнения работ.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося 204 часа (6 часов в неделю, включая практические занятия);
  • роизводственное обучение (летняя практика) – 20 часов.

1.5. Общая характеристика программы

Потребность в разработке программы продиктована изменением контингента сегодняшней школы VIII вида, приходом в неё детей с умеренной умственной отсталостью – с принципиально иными особенностями развития, что регламентируется Письмом Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» (с изменениями от 26 декабря 2000 г.) и Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 212, от 23.12.2002, № 919, от 01.02.2005, № 49, от 18.08.2008, № 617, от 10.03.2009, № 216).

Программа разработана в соответствии со ст. 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ).

Содержание и структура программы определены с учётом концептуальных положений ФГОС НО (2010); основных положений единой Концепции специального федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. и др. 2009).

При отборе видов работ, обеспечивающих квалификацию младшего обслуживающего персонала, были проанализированы документы, регламентирующие подготовку неквалифицированного персонала.

В настоящее время квалификационная структура представлена пятью ступенями квалификации, которые требуются для получения профессии и уровнями профессионального образования. К первой ступени квалификации относятся профессии, в которых осуществляется подготовка рабочих со сроком обучения до 1-го года. Для большинства занятий (профессий) укрупненной группы «младший обслуживающий персонал» требуемую квалификацию (входной уровень) достигают путем индивидуального обучения на рабочем месте. Подросткам с интеллектуальными нарушениями на освоение квалификации требуется не менее года.

Для разработки учебно-программной документации, «стандартом» являются требования Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), «Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям» (рассмотрено и согласовано в Минобразовании России 25.04.2000 г. № 186/17-11).

Изменения в обществе вызвали появление новых профессий, с другой стороны, часть профессий устарела и не входит в государственную номенклатуру профессий; появились новые нормативные документы, которые вносят значительные изменения и дополнения в «паспорта» рабочих профессий. Среди них:

  • Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (введен в действие 01.01.1996);
  • Перечень профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров (утверждён приказом Минобразования России от 29.10.01 № 3477);
  • Единый тарифно-квалификационной справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), (утвержденн постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.01.85 № 17/2-54);
  • Дополнения и изменения к ЕТКС, утвержденные постановлениями Минтруда России в 1995 — 2000 г.г.

При этом действующий «Перечень профессий для подготовки рабочих на производстве» (1987) требует переработки.

Государственная номенклатура профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка рабочих, дана во «Всероссийском классификаторе профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов».

Отбор содержания проведён с учётом специфики развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и документом, регламентирующим содержание работ и функции младшего обслуживающего персонала: Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 298) с учётом особенностей обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

В программе 8 класса отсутствует профессия санитарки, т.к. на данном этапе она сложна для школьников с тяжёлыми нарушениями.

Для отбора видов деятельности, формируемых в рамках курса, за основу были взяты новые «Профессиональные стандарты индустрии питания и гостеприимства», входной уровень которых включает должности гардеробщик, работник по стирке и глажке столового белья, мойщик посуды, уборщица.

Государственные нормативные требования безопасности, сформулированные в типовых инструкциях по охране труда; знаки безопасности, предусмотренные ГОСТ Р 12.4.026 – 2001, определили выделение элементов содержания, освоение алгоритмов безопасной работы в каждой теме и наличие заданий, обеспечивающих освоение требований безопасности на разных этапах работы.

Содержание программы допрофессионального обучения рассматривается как часть коррекционно-развивающего образовательного процесса, продолжает образовательные линии, заложенные в общеобразовательных предметах, образовательной области «Технология» и курсе социально-бытовой ориентировки в V—VII классах, способствуя формированию стратегии жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни.

В программу внесены разделы, обеспечивающие формирование доступных детям рассматриваемой категории и востребованных сегодня навыков, повышающих мобильность выпускников. Принципиальная особенность, обусловившая специфику структурирования материала и отбора содержания в учебнике, заключается в том, что в отличие от традиционного подхода, когда требования к допрофессиональной подготовке устанавливались системой образования, в новой парадигме на первый план выходит ориентированность на потребности сферы труда (на реальную трудовую деятельность). Это соответствует не только тенденциям развития профессионального образования, но и новому пониманию результата деятельности школы VIII вида – по реабилитационному потенциалу и той социальной функции, которую выполняет школа.

Цель курса допрофессионального обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала» – формирование умений и компетенций для практической работы по группе занятий «неквалифицированные рабочие»; создание базы для социализации, трудоустройства и социальной адаптации учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Реализация программы создаёт условия для овладения школьниками с умеренной умственной отсталостью знаниями, умениями и навыками, общими для группы родственных профессий младшего обслуживающего персонала (домашняя прислуга, уборщики квартир, помощник в ведении домашнего хозяйства, прачки и гладильщицы вручную, мойщики окон, полотеры, уборщики служебных и производственных помещений, лестничных площадок и др.).

Использование в качестве классификационной единицы укрупненных групп трудовой деятельности обеспечивает ориентировочный характер содержания программы и её модульную структуру. Учитель может внести необходимые изменения с учётом особенностей региона, специфики развития каждого ребёнка, расставить акценты при изучении тех или иных тем в соответствии с типологическими особенностями развития детей с разной степенью интеллектуального недоразвития.

Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирования максимально возможного уровня самостоятельности, обеспечение возможности трудоустройства.

В процессе обучения обеспечивается формирование жизненной компетенции - приобретение навыков практического применения измерительных приборов (календарь, часы, термометр), пользования расписаниями, инструкциями; развитие и коррекция психических функций и познавательной деятельности, что обеспечивает социализацию, трудоустройство и социальную адаптацию учащихся с выраженными нарушениями интеллекта.

Структура программы: в программе представлены: краткая пояснительная записка с характеристикой целевой аудитории программы, концептуальные основы, цели, задачи, планируемые результаты, структура программы и содержание обучения, требования к ресурсному обеспечению.


© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru