ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ |
Паспорт примерной
программы допрофессиональной подготовки 1.1. Область применения
примерной программы 1.2. Место учебной
дисциплины в структуре основной образовательной программы: 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
1.5. Общая характеристика программы Потребность в разработке программы продиктована изменением контингента сегодняшней школы VIII вида, приходом в неё детей с умеренной умственной отсталостью – с принципиально иными особенностями развития, что регламентируется Письмом Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» (с изменениями от 26 декабря 2000 г.) и Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 212, от 23.12.2002, № 919, от 01.02.2005, № 49, от 18.08.2008, № 617, от 10.03.2009, № 216). Программа разработана в соответствии со ст. 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Содержание и структура программы определены с учётом концептуальных положений ФГОС НО (2010); основных положений единой Концепции специального федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. и др. 2009). При отборе видов работ, обеспечивающих квалификацию младшего обслуживающего персонала, были проанализированы документы, регламентирующие подготовку неквалифицированного персонала. В настоящее время квалификационная структура представлена пятью ступенями квалификации, которые требуются для получения профессии и уровнями профессионального образования. К первой ступени квалификации относятся профессии, в которых осуществляется подготовка рабочих со сроком обучения до 1-го года. Для большинства занятий (профессий) укрупненной группы «младший обслуживающий персонал» требуемую квалификацию (входной уровень) достигают путем индивидуального обучения на рабочем месте. Подросткам с интеллектуальными нарушениями на освоение квалификации требуется не менее года. Для разработки учебно-программной документации, «стандартом» являются требования Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), «Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям» (рассмотрено и согласовано в Минобразовании России 25.04.2000 г. № 186/17-11). Изменения в обществе вызвали появление новых профессий, с другой стороны, часть профессий устарела и не входит в государственную номенклатуру профессий; появились новые нормативные документы, которые вносят значительные изменения и дополнения в «паспорта» рабочих профессий. Среди них:
При этом действующий «Перечень профессий для подготовки рабочих на производстве» (1987) требует переработки. Государственная номенклатура профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка рабочих, дана во «Всероссийском классификаторе профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов». Отбор содержания проведён с учётом специфики развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и документом, регламентирующим содержание работ и функции младшего обслуживающего персонала: Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 298) с учётом особенностей обучения детей с интеллектуальными нарушениями. В программе 8 класса отсутствует профессия санитарки, т.к. на данном этапе она сложна для школьников с тяжёлыми нарушениями. Для отбора видов деятельности, формируемых в рамках курса, за основу были взяты новые «Профессиональные стандарты индустрии питания и гостеприимства», входной уровень которых включает должности гардеробщик, работник по стирке и глажке столового белья, мойщик посуды, уборщица. Государственные нормативные требования безопасности, сформулированные в типовых инструкциях по охране труда; знаки безопасности, предусмотренные ГОСТ Р 12.4.026 – 2001, определили выделение элементов содержания, освоение алгоритмов безопасной работы в каждой теме и наличие заданий, обеспечивающих освоение требований безопасности на разных этапах работы. Содержание программы допрофессионального обучения рассматривается как часть коррекционно-развивающего образовательного процесса, продолжает образовательные линии, заложенные в общеобразовательных предметах, образовательной области «Технология» и курсе социально-бытовой ориентировки в V—VII классах, способствуя формированию стратегии жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни. В программу внесены разделы, обеспечивающие формирование доступных детям рассматриваемой категории и востребованных сегодня навыков, повышающих мобильность выпускников. Принципиальная особенность, обусловившая специфику структурирования материала и отбора содержания в учебнике, заключается в том, что в отличие от традиционного подхода, когда требования к допрофессиональной подготовке устанавливались системой образования, в новой парадигме на первый план выходит ориентированность на потребности сферы труда (на реальную трудовую деятельность). Это соответствует не только тенденциям развития профессионального образования, но и новому пониманию результата деятельности школы VIII вида – по реабилитационному потенциалу и той социальной функции, которую выполняет школа. Цель курса допрофессионального обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала» – формирование умений и компетенций для практической работы по группе занятий «неквалифицированные рабочие»; создание базы для социализации, трудоустройства и социальной адаптации учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Реализация программы создаёт условия для овладения школьниками с умеренной умственной отсталостью знаниями, умениями и навыками, общими для группы родственных профессий младшего обслуживающего персонала (домашняя прислуга, уборщики квартир, помощник в ведении домашнего хозяйства, прачки и гладильщицы вручную, мойщики окон, полотеры, уборщики служебных и производственных помещений, лестничных площадок и др.). Использование в качестве классификационной единицы укрупненных групп трудовой деятельности обеспечивает ориентировочный характер содержания программы и её модульную структуру. Учитель может внести необходимые изменения с учётом особенностей региона, специфики развития каждого ребёнка, расставить акценты при изучении тех или иных тем в соответствии с типологическими особенностями развития детей с разной степенью интеллектуального недоразвития. Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирования максимально возможного уровня самостоятельности, обеспечение возможности трудоустройства. В процессе обучения обеспечивается формирование жизненной компетенции - приобретение навыков практического применения измерительных приборов (календарь, часы, термометр), пользования расписаниями, инструкциями; развитие и коррекция психических функций и познавательной деятельности, что обеспечивает социализацию, трудоустройство и социальную адаптацию учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Структура программы:
в программе представлены: краткая пояснительная записка с характеристикой
целевой аудитории программы, концептуальные основы, цели, задачи, планируемые
результаты, структура программы и содержание обучения, требования к ресурсному
обеспечению. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |