Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить





СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЛИЦАХ

Система гражданского воспитания дошкольников с ОВЗ: формирование картины мира и определение своего места в нём

Наш собеседник – заведующая муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 139 «Облачко» г.о. Тольятти Самарской области Грошева Татьяна Рудольфовна.

В вашем детском саду 26 групп для 465 детей. Причём наряду с общеразвивающими (18 групп для детей от 2 до 7 лет, из них 1 – кратковременного пребывания для детей раннего возраста), группы различной компенсирующей направленности: 4 – для детей с ЗПР; 2 – для детей с умственной отсталостью (одна полного дня, и одна – кратковременного пребывания); 2 группы для детей с ОНР. Разные проблемы, разные программы, разные технологии… Как организовать единый образовательный процесс в столь разноплановом учреждении, избежать изолированности?

Задача действительно непростая. При написании основной общеобразовательной программы нашего учреждения мы стремились найти направления, объединяющие частные задачи, решение которых обеспечивает гармоничное проживание периода дошкольного детства:

  • формирование общей культуры;
  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
  • формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
  • коррекция недостатков в психическом развитии.

Для нас было очевидным, что такое объединение должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и предусматривать решение образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Используемые нами технологии сюжетно – ролевой игры, проектной деятельности, ТРИЗ обеспечивают адекватные возрасту и особым образовательным потребностям воспитанников формы работы. Однако требовалось определить содержание деятельности, обеспечивающей детям возможность на практике применять полученные знания и умения, актуализировать их и формировать опыт применения и эмоционального отношения при решении значимых для дошкольников задач и – в конечном счёте – включить детей в систему социальных отношений. Определив таким образом главный образовательный результат – включение всех воспитанников в систему социальных отношений – мы смогли выделить и содержание: воспитание гражданина, формирование системы базовых ценностей и положительного отношения к ним.

Сегодня много дискутируют о патриотическом воспитании – при обсуждении и последних событий, и концепции стандарта образования. При этом сам факт необходимости воспитания граждан никем не оспаривается. В чём же, по-вашему, причина столь жарких споров?

Патриотическое воспитание, о котором сегодня так много говорят, – не самоцель, а средство адаптации, подготовки к жизни в принципиально иных, чем в семье и в детском саду, условиях и правилах. Для формирования готовности к школе у дошкольников необходимо выработать систему координат, базовых ценностей, уточнить картину мира и помочь определить своё место в этой системе. Это возможно только через переживание собственной причастности к культуре, различным событиям, их проживание.

Профилактика стресса, который может возникнуть при изменении ближайшего окружения (из компактной семьи, группы ДОУ с прозрачными социальными ролями – в сложнокомпонентный коллектив школы), преодолевается через систему занятий, помогающих детям уточнить и обобщить сведения о ближайшем окружении (семья, семейный уклад, традиции), «вписывание» этих знаний в более широкий социальный контекст (малая родина – страна – многонациональное поликультурное государство) и ленту времени. Всё это создаёт базис для принятия нового уклада, служит профилактикой школьной дезадаптации.

Такой подход позволяет педагогическому коллективу комплексно решать различные задачи дошкольного образования, определённые ФГОТ:

  • освоение первоначальных представлений социального характера (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирование гендерной, семейной, гражданской идентичности, патриотических чувств), предусмотренных в образовательной области «Социализация»;
  • обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования как результат приоритетной деятельности всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста;
  • возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Дальнейшие наши шаги были в направлении создания среды, обеспечивающей условия для практического ознакомления дошкольников с ценностями, выработки позитивного отношения к ним, формирования осознанного поведения. Средством создания такой среды стало пособие С.В. Самыкиной «На пороге школы». Эта книга помогает ребёнку подготовиться к адаптации в новой среде.

Какие наиболее распространённые формы патриотического воспитания традиционно используются? Они зачастую сводятся к акциям: уроки мира, мужества, литературно-музыкальные композиции к определённым датам, конкурсы чтецов, военно-спортивные конкурсы. Это всё можно рассматривать как определённый итог работы, а они остаются одиночными островками. Без мостиков. Сама ежедневная работа достаточно сложна. Проблема же в том, что патриота вырастить только на основе торжественных мероприятий и даже разовых проектов не получается. Чтобы воспитать личностные качества, нужно обеспечить личностные переживания, создать ситуации, когда ребёнок сможет осмыслить свой личный опыт. И опыт пока ещё небогатый – ведь мы говорим о пяти–шестилетнем ребёнке, имеющем проблемы в развитии и как следствие, «вторичный дефект» - нарушение социальных связей. Но тем не менее освоить этот опыт ему необходимо.

Через систему заданий и упражнений маленький человек очень органично и возрастосообразно в совместной со взрослыми деятельности приобщается к сложным проблемам.

Дети знакомятся с символами России и создают флаг и герб семьи.

Создание герба семьи – это маленький семейный проект. Опыт работы показывает, что возможны самые разные варианты, и нет проигравших, потому что мы можем включить в эту работу родителей, и они начинают активно работать. Дети общаются со сверстниками, учатся договариваться между собой.

Меняется и содержание работы педагога: его деятельность заключается в создании условий, чтобы ребенок мог попробовать себя в деле и добиться успеха. Это поможет ему обрести уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

Мы получаем разные продукты. Есть варианты, где родители явно играли первую скрипку, есть те, которые делали дети. Но нельзя сказать, что этот герб хуже, чем предыдущий: он продуман, он логически выстроен. Затем делается выставка работ, а дальше – представление проекта. Сейчас, для того, чтобы быть успешным, нужно уметь презентовать себя, результаты своей деятельности. Маленькие дети приучаются показывать результаты своего труда, сравнивать их с результатами других.

В пособии предложена очень интересная форма работы со старой песней «С чего начинается Родина?». Оказывается, что в этой песне, хорошо знакомой нам, и не очень хорошо знакомой детям, каждые две строчки разворачиваются в самостоятельный мини-проект.

  • «С чего начинается Родина?»
  • «С картинки в твоём Букваре» - просим детей принести фотографии, книги о Родине, прочитанные дома. Когда дети представляют совершенно разные картины, это рождает доступные ассоциации, что особенно важно для мальчиков, которые в силу физиологических причин менее говорящие, чем девочки. Для них важнее и доступнее посмотреть, принести картинку. Они скажут меньше, чем девочки, но для их внутренней работы принесённая картинка не менее важна, чем для девочек составленный рассказ. Именно поэтому используются дифференцированные задания.
  • «С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе» - подготовка видеоряда: рисунки, фото друзей; и рассказов о них.
  • «С той песни, что пела нам мать». Кому из современных детей пела песни мать? Среди мам и бабушек тоже конкурс можно проводить.
  • «Со стука вагонных колёс». Дети наши, в отличие от педагогов, больше путешествуют и больше нас могут рассказать.
  • «Со старой отцовской будёновки, Что где-то в шкафу мы нашли». Музей одной вещи. Кто-то принесёт шапку, кто-то – варежку и расскажет историю, связанную с ними.

Мир воспринимается, изображается во всём его многообразии. Лучшая форма формирования толерантности – понимание того, что мир разный. Пока мы этого не понимаем, мы становимся объектами манипуляции – по национальному признаку, по профессиональному признаку, по возрастному признаку.

На страничке «Моя малая Родина» можно дать свободу творчеству. Кто-то рисует сам, кому-то помогают, кто-то что-то приклеивает. Приглашайте психолога, он вам по рисунку (дом, дерево, человек), по используемым краскам расскажет об эмоциональном самочувствии ребёнка. Диагностика становится органичной частью образовательного процесса.

Медленно, но верно огромный и страшноватый мир постепенно становится более понятным и интересным: это мир моей улицы, моего города. От «Музея одной вещи» можем перейти к коллективному проекту «Сокровища малой родины». Это предметы, которые есть в каждой семье, но их надо отобрать.

Формируется умение доверять – когда я делюсь сокровенными вещами. Всего восемь занятий – и абстрактная картина мира, становится более конкретной, более близкой, более понятной. Снимаются страхи, являющиеся основой дезадаптации, и все идёт через анализ собственного опыта.

Решая общеразвивающие задачи, ориентируя ребёнка в ближайшем окружении, мы ещё даем то, что зачастую и семья не может дать – ориентируем в системе ценностей. Есть такие ценности, как национальная культура. Дома об этом не разговаривают, просто потому что «не заходит речь».

Таким образом, пресловутое патриотическое воспитание становится ценно не только само по себе, но и как основание для проявления собственной активности ребенка, создания пространства развития, в центре которого – ребенок, его семья, его близкие, его дом, город.

Постепенно формируется система безусловных ценностей: жизнь, Родина, семья, природа, здоровье. Это то, что нужно сохранять. Ребёнок, пройдя всё это, готов к восприятию новой среды. Новая среда – это школа.

Ближе к концу книги ребёнок оказывается на творческой переменке «Играем по твоим правилам». Что такое – игра по правилам? А это психологический срез готовности к школе. Что такое школа? Это то место, где действуют по правилам. Если ребёнок понимает, что такое правило, может договориться с другими и придумать правила, значит, он готов к школе. Не навыки чтения, письма и счета определяют готовность к школе, а умение действовать в определённой системе правил, в определённой системе требований. Для детей с проблемами в развитии, которых родители хотели бы видеть в общеобразовательную школу интегрированными, это задание особенно важно.

Используя пособие «На пороге школы», мы помимо традиционных учебных задач решаем и задачу психологическую, задачу подготовки детей к адаптации не только в школе, а вообще в том большом мире, в котором ему приходится жить, к его реалиям и определению своего места в нём.

 


© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru