Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




13.11.2013


Сегодня отмечается международный день слепых


Сегодня в мире примерно 124 миллиона слепых людей.
По оценкам Всемирной Организации здравоохранения, к 2020 году их число может удвоиться


До 18 века мир не знал учебных заведений для слепых. Валентин Гаюи впервые продемонстрировал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта.

Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно-линейный шрифт «унциал». Этот шрифт получил название от латинского слова, означающего «равный по длине одной унции». Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых. Валентин Гаюи Валентин Гаюи Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Кроме этого Валентин Гаюи сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину Гаюи.

При очень скромных финансовых возможностях Гаюи удалось создать типографию для слепых, где издавались книги, напечатанные рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для людей с ограничениями зрения. По книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия.

Работу французского педагога оценили в России. Император Александр I предложил ему организовать в Санкт-Петербурге еще одну школу для людей с полной или частичной потерей зрения. Гаюи принял предложение, но столкнулся с бюрократическими препятствиями — сначала ему сообщили, что «в России слепых детей нет». Прошло четыре года, прежде чем проект все же был реализован. Десять лет, с 1807 по 1817 год, Валентин Гаюи работал руководителем Санкт-Петербургского института рабочих слепых, обучая подопечных чтению, наукам и ремёслам.



Почему первая попытка организации школьного обучения слепых детей, инициированная и поддержанная императором, окончилась в России полной неудачей, важное дело было сведено к имитации деятельности, и опытная школа Гаюи тихо угасла через тринадцать лет после своего открытия, а судьба училища для глухонемых, находящегося под опекой вдовствующей императрицы, в поле зрения которой случайно оказался талантливый иноземный учёный, сложится удачливее и Павловское училище превратится в уникальный педагогический оазис, куда на протяжении всех лет его существования вход чиновникам министерства просвещения будет заказан?

Умом Россию не понять? Но вот сравнительный анализ эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии помогает разобраться не только в делах минувших дней, но и в происходящих сегодня изменениях (или их имитации?) в специальном образовании.

Н.Н. Малофеев Специальное образование в меняющемся мире. Россия






В последние годы в помощь слабовидящим и слепым предпринимается немало шагов на государственном уровне. Разработана и реализуется Федеральная целевая программа «Доступная среда».





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru