«Отсутствие многообразия в сообществе организмов приводит к их недостаточной устойчивости перед угрозами и рисками»
Летнее повышение квалификации: уроки природоведения. Их нет в расписании, но учиться у природы всё же стоит
Эколог и специалист по английской литературе Джанин Беньюс еще в конце 80-х поняла, что дикая природа умнее человека и идейно богаче, чем любая художественная или научная книжка.
Настоящее признание исследователь получила в 1997 году, когда вышла ее научно-популярная работа «Biomimicry: Innovation Inspired by Nature». В книге Беньюс рассказывала, как можно и нужно использовать естественные природные решения в разных сферах человеческой жизни и деятельности – от архитектуры до разработки сервисов и товаров. Биомимикрия изучает природу, её модели, особенности, системы и элементы, заимствует природные идеи и адаптирует их под нужды человека.
«Проходит эпоха исторического опыта. На что ориентировались и продолжают ориентироваться управленцы при принятии решений? На базу опыта – индивидуальную, корпоративную, рыночную. Парадоксально, но РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ БУДУЩЕЕ, ПРИНИМАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ПРОШЛОГО. Это совсем не ущербный подход, он работает и приносит результат; но с каждым годом накопления этого опыта его точность падает. Вариативность опыта расширяет минное поле ошибок. Опрошенные эксперты прямо говорят: увеличивается число интуитивных решений. Решения, основанные только на анализе существующих кейсов, – это уже головная боль, а не просветление...
Хотя бы первые пять лет развитием ребенка природа управляет более властно и эффективно, чем родители и накопленный опыт ошибок и ушибов».
Природа ближе, чем нам кажется. Биомимикрия стала прикладной наукой, её используют для выработки стратегий Apple, Levi’s, General Motors, и не только они.
Очень интересно - и как раз о том, что актуально для нас, но поиски зашли в тупик. Например, о новых технологиях, которые выступают лишь как инструмент, не становятся кровеносной системой. В образовании это, например, электронные учебники и нетбуки, которые могут и совсем ничего не менять содержательно (как сейчас и вышло). И о том, что отсутствие их подталкивает к оригинальным решениям. И о том, как выстраивать отношения с внешними партнёрами, которых сейчас идентифицируем исключительно как конкурентов (соседняя школа набрала 5 первых классов, а у нас один).
Как определить свою модель: цикада, исполинская черепаха, мокрица или динозавр - и не впасть в зелёный фанатизм, не смешать экологию и менеджмент?
Можно пройти курс самостоятельно.
Или просто послушать.