Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




20.05.2013


Эксперты пришли к выводу, что единый учебник литературы не нужен, следует сохранить его вариативность. А вот единые требования к этому учебнику, по мнению многих, разработать надо


В Общественной палате РФ прошли слушания на тему «Литература в школе: есть ли будущее?»

Участники слушаний — члены ОП, руководители ведущих гуманитарных вузов, педагоги, воспитатели, психологи и известные деятели культуры обсудили, нужен ли школе единый учебник литературы и кто должен заниматься его разработкой; как литература влияет на воспитание личности ребенка и какой должна быть методика преподавания литературы в школе

Член ОП Николай Сванидзе уверен, что единый учебник литературы, так же, как и единый учебник истории, не нужен и даже опасен.

«При нынешней идеологической направленности государства, он будет односторонним, начетническим и не будет содержать главного, на мой взгляд. Главное, чтобы и учебник, и учитель были способны привить детям любовь к чтению, к литературе, привычку читать.
Я считаю, что чтение должно приносить эстетическое наслаждение. Если человек не получает удовольствия от чтения «Капитанской дочки», Блока, Тургенева, то ему невозможно объяснить зачем это произведение, что за ним стояло исторически. И вся эта информация вылетит у него из головы сразу после того, как он получит на уроке свою «четвёрку».

Ректор Литературного института им. А.М. Горького Борис Тарасов подчеркнул, что роль литературы — учить понимать, думать, анализировать:

«Литература должна воспитывать человека, делать его зрелым. Убирая сейчас литературу из школы, мы делаем из учеников кого угодно — роботов, исполнителей, солдат. Но не человека».


Член ОП, учитель русского языка и литературы Сергей Волков выступил против единого учебника.
Он уверен, что научить школьников читать и анализировать можно на любых текстах. Кроме того, он считает заблуждением, что процесс преподавания литературы в школе зависит от учебника:

«Всё зависит от учителя и от его умения найти подход к аудитории, найти действенные способы «достучаться» до неё. А для этого учителю надо предоставить как можно больше свободы, не сковывать его методичками и стандартами, которые, кстати, давно утратили содержательное ядро».

Профессор Литературного института им. А.М. Горького, президент фонда М.Булгакова Мариэтта Чудакова также высказалась против создания единого учебника литературы. Она согласилась с важностью роли учителя в преподавании этого предмета:

«А государству следует всерьез заняться повышением уровня высшего образования, подготовкой учителей литературы в ВУЗах. В школу должны приходить хорошо подготовленные специалисты, а потом им, действительно, стоит предоставить абсолютную свободу.
Единый учебник не нужен.
Когда меня приглашают на слушания о роли литературы в воспитании подрастающего поколения, формировании нравственного общества и сильного государства, то меня охватывает ощущение, что в наших рассуждениях ускользает сама суть литературы. Литература учит понимать жизнь. Ее задача — формирование внутреннего мира человека, а не сильного государства».


Профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ Сергей Зинин посетовал, что в слушаниях не участвуют разработчики последних образовательных стандартов, у которых следовало бы поинтересоваться, куда из них исчезло «содержательное ядро». Кроме того, Зимин считает, что от области рассуждений неплохо было бы перейти к конкретным действиям, а именно — заморозить существующие стандарты, при активном участии профессионального сообщества разработать новые, а главное, добиться возвращения обязательного итогового сочинения и введения обязательного ЕГЭ по литературе. Это, по всеобщему мнению, стало бы стимулом к внимательному и вдумчивому изучению литературы в школе.

По мнению экспертов, обсуждать эти стандарты следует на профессиональном уровне, а не в чиновничьих кабинетах.



От редактора

А с чего эксперты взяли, что стандарты разработали чиновники? Фамилии все опубликованы – там нет чиновников – всё академики и профессора.

Ну и дальше – почувствуйте разницу: по сути это разговор между теми, кто понимает роль работающего учителя, и теми, кто решил, что, создав единый (т.е. ЕДИНСТВЕННЫЙ) учебник, можно повлиять на формирование «глубокого единодушия», а определение строго выверенного круга чтения – гражданское согласие.


«Мы провели анализ трёх нынешних учебников литературы, которых, к слову, всего около 20, — сообщил Павел Пожигайло, — в одном все, как будто списано со старых советских книг, в другом приводятся странные идеи неоязычества, в третьем — сплошь советские штампы. Учебники идеологизированны, причем совершенно по-разному. Сумятица в школьной программе не нужна, её нужно устранить»

Член ОП Петр Толстой считает, что именно изучение русской классической литературы гарантирует наше общество от «революций и потрясений», позволяет не допускать повторения ошибок прошлого.



Идею создания нового учебника по литературе, который должен воспитать в школьниках чувства гордости за свою страну и привить семейные ценности, выдвинул глава комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению исторического наследия, бывший депутат Госдумы и член партии «Единая Россия» Павел Пожигайло.



О значении современной литературы, новых классиках и художественных средствах, которые всё же важнее лобовой пропаганды Д. Быков: в последнее время именно апология грубости и зверства заменяет нам любые патриотические чувства:

«То, что мир чудесным образом остается цел, слабые выживают, сильные и жестокие терпят поражение, а взаимная ненависть, раздражение, брезгливость отступают перед необъяснимой всечеловеческой солидарностью,— основа мировоззрения Петрушевской и единственная её, по сути, тема; подвергая тончайшие связи и эмоции ежедневному испытанию грубостью и злобой, бедностью и унижением, она всякий раз с удивлением признает, что вода оказывается сильнее камня, а милосердие могущественней хамства»





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru