Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




08.02.2013


Авторский вебинар Геннадия Самуйловича Меркина


Автор курса литературного чтения в системе «Начальная инновационная школа» рассказал о развитии творческого потенциала у учащихся начальных классов

От редактора

Я очень напрягаюсь, когда в качестве темы заявляют развитие творческих способностей. Не потому, что против развития и творчества, а потому что часто разговоры о них уходят в частности (все пишем хокку) или констатацию одарённости. Я и не против одарённости - но интереснее процесс - как пришли к этому и что дальше делать.

В этот раз я опасалась напрасно.



Геннадий Самуйлович обмолвился: мундир филолога должен быть застёгнут на все пуговицы, т.е. все слова должны употребляться строго по назначению. В теме вебинара ключевым было понятие «развитие творческого потенциала» - именно об открытии и развитии потенциала и велась речь.



Ценность авторского раскрытия концепции в том, что она разворачивается в динамике – это не застывший в граните и бронзе монолит, а развивающаяся живая система. Внешне спокойное изложение не скрывает главного: система литературного образования не возникла в ответ на «госзаказ» и ФГОС – это попытка ответить на вызовы времени – ухода их жизни семьи интеллектуального общения, традиций совместного чтения, а вместе с ними и традиций освоения опыта - чужого и своего. Размышления автора разворачиваются на широком культурно-историческом фоне: его единомышленники - поэты и писатели (И. Бродский, Л. Толстой), общественные деятели (Э. Кросби) разных времён и народов и педагоги нестоличных школ.

При этом Геннадий Самуйлович акцентирует внимание не на роли своей личности, а на том, что система литературного образования школьников постоянно развивается в его сотрудничестве с учителями и детьми. При таком представлении стандарт – не самоцель, а дополнительный инструмент, помогающий учителю.

Один из важнейших выводов: концепция позволяет восстановить целостность, завершённость образовательного процесса – в сознании и деятельности всех - и детей, и взрослых. Сегодня на практике часто суть изменений подменяется игрой в терминологию. Например, важная для младших школьников «проектная деятельность» ограничивается этапом презентации идеи (в большинстве случаев подготовленных родителями) и как-то автоматически уже не предполагает её реализации. Система работы по литературному образованию в НИШ ориентирована не только на организацию деятельности, но и на презентацию результатов каждого школьника в его ближайшем окружении. Т.е. с первых лет обучения в сознании ребёнка связываются личностное самоопределение (личный интерес) и социальная значимость собственной деятельности.



Множество ярких примеров из практики, где в центре - не «одарённые», а самые «среднестатистические», но от того не становящиеся обычными и рядовыми ученики. Среди них и Володя - классический представитель школьников с особыми образовательными потребностями - но не как проблема, осложняющая жизнь, а как равноправный участник процесса открытия методик обучения современных детей, творец собственных текстов.



Назвать все эффекты такого подхода сложно: это и воспитание читателя – т.е. думающего и рефлексирующего человека, и формирование мотивации обучения (не потому, что все ходят в школу, это нужно родителям, а учитель сам решит, что мне делать), и жизненной позиции, и уточнение ценностей (и среди них – ценности семьи как «места совместной интеллектуальной жизни»), и приобретение опыта оценочно-смысловой деятельности…



И ещё - удовольствие от общения с человеком, филологом и учёным – прекрасно владеющим речью, эрудированного – цитирующего не для самопрезентации, а для демонстрации включенности идеи в общий контекст размышлений разных людей разных народов и эпох о развитии. Умение говорить доступно и наглядно о важном и сложном и постоянное ненавязчивое, подспудное и естественное «приглашение» поразмышлять об этом, сформулировать своё отношение - не в лоб, а отослав, например к нобелевской лекции И. Бродского, завораживает. Г.С. Меркин убеждает: вы это умеете – пробуйте, продолжайте!

Именно такая вера в тот самый потенциал, а вовсе не лицемерное присюсюкивание над тяжёлой долей или обличение несовершенных программ, и есть уважение к учителю – своему соратнику. И потому естественен вывод: каждый учитель может вырасти в «духовного пастыря» - не за счёт вышибания из государства «повышения статуса учителя», а только в постоянной работе над собой.



И ведь действительно - ни слова о «наболевшем» - списках книг, сокращении часов и прочих изменениях - но отсылки к своим нравственным опорам даны. Конечно, пересказывать - не слушать, а вот возможности информационных технологий здесь очень уместны - они позволяют вникнуть в контекст.





© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru