Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




13.12.2012
Домашнее задание как инструмент в борьбе за равенство


Президент Франции Франсуа Олланд в своей речи в Сорбонне заявил, что выступает за полную отмену домашних заданий в младшей и средней школе

Оланд не является прогрессивным просветителем. Он – президент-социалист. Он печется о проблемах неравенства, полагая, что дети, у которых есть образованные и готовые помочь им родители, имеют преимущество по сравнению с теми, у кого таких родителей нет. То есть родители-то есть, таких образованных и ответственных нет.



Домашние задания ненавидят практически все, кто имеет к ним прямое отношение. Дети (по понятным причинам); родители, глядящие на мучающихся любимых детей или - похлеще - принимающие на себя удар; учителя, которым нужно домашние задания сначала придумывать, а потом проверять после уроков и ставить оценки. Тоже своего рода домашнее задание. Или сизифов труд?



Инициатива Оланда - реакция на 35 место Франции в международном исследовании образовательных систем (Economist Intelligence Unit). США, в которых давно говорят, что в образовании очень неблагополучно, - в том же рейтинге на 17-м месте.



В США – судя по исследованиям, положительная корреляция между временем, проведенным за выполнением заданного на дом, и успехами в школе очевидна.

Больше, чем обычно, в американских школах начали задавать только после запуска спутника в СССР – в 60-е годы прошлого века, и потом ещё раз - в восьмидесятых после публикации отчёта «Нация в опасности». В остальном же - объём домашних заданий в США остаётся на уровне 40-х годов XX века.
Исследователь проблемы Купер считает, что проблема домашних заданий на самом деле возникла не из желания сделать школу лучше. Это о другом - о том, что люди хотят уметь и иметь после школы.

Профессор Гарвардского университета лауреат Пулитцеровской премии Луис Менанд отмечает:

Самой лучшей системой образования в мире считается финская, где почти нет домашних заданий, где дети идут в школу с семи лет, и учебный день короткий.

А на втором месте – Южная Корея, где самая жёсткая система и самые несчастные ученики. 90 % из них занимаются с частными репетиторами, и правительству после волны самоубийств старшеклассников даже пришлось запретить частные детские курсы по подготовке к экзаменам после 10 часов вечера.

В обоих случаях, подчеркивает Менанд, образовательная система выполняет ту функцию, которая на нее возложена.

В Финляндии, где у всех уровень образования оказывается примерно одинаковым, она воспитывает чувство равенства. В Корее обеспечивает преимущество тому, кто более упорно трудится.

Президент хочет, чтобы дать всем равные шансы. Но если Олланд хочет, чтобы Франция пошла по финскому пути, ему нужно быть уверенным, что этого действительно хочет и его страна.

В Америке, по мнению Менанда, главная проблема заключается в том, что успех или неуспех в образовании легче всего предсказать, зная доход в семье того или иного ученика. В среднем те, у кого он выше, и учатся лучше.

Система образования должна в принципе уравнивать шансы любого члена общества на то, чтобы каждый потом мог многого добиться в жизни.

По наблюденияи Менанда, среди родителей самые горячие противники домашних заданий – это те, кто хочет, чтобы дети после школы продолжали образование, но иным более интересным для себя способом (в нашей терминологии - в системе дополнительного образования). Напротив, за домашние задания выступают родители, желающие, чтобы их дети «не болтались на улице».

Если бы все дети имели возможность после занятий в школе посещать уроки музыки, заниматься спортом, ходить в музеи и на концерты, то о домашних заданиях в младших классах можно было бы забыть, уверен Луис Менанд.
И спорить с этим не хочется.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru