Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




16.04.2012


Как выбрать образовательную стратегию, обеспечивающую успех ребёнка


В РИА «Новости» прошла Мультимедийная пресс-конференция по результатам федерального исследования готовности к обучению в школе

«Портрет московского первоклассника» составлен в рамках проекта «Социальный навигатор» с использованием материалов исследований Московского центра качества образования и Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО.

При этом ЦОКО проводится изучение готовности первоклассников к обучению в школе в рамках более широкого – федерального эксперимента. Особенность участия – проявление инициативы регионами и организационно – финансовое обеспечение исследования.

Руководитель Центра оценки качества образования Института содержания методов обучения РАО Галина КОВАЛЕВА рассказала о том, как появилась идея мониторинга – из потребности понять, почему 20 – 30 % выпускников не справляются с заданиями ЕГЭ, 30% наших школьников в рамках международного исследования PISA демонстрируют несформированность грамотности чтения на базовом уровне (и этот показатель увеличивается).

Поиск ответа на вопрос показал, что неуспех детей начинается в начальной школе.

В рамках исследования выяснилось, что от 20 до 40 % детей не готовы к обучению в школе.


Основная идея проекта – определить направления психолого – педагогической поддержки, которая обеспечит успех ребёнка – в школе и далее.


Исследование поставило новые проблемы.

Например: как обеспечить успешность групп риска, в которые попадают не только те, у кого при стартовой диагностике выявлены проблемы, но и те дети, которые на момент поступления в школу вполне готовы к ней – но оказались в классе, где большое колисчество детей с низким уровнем готовности отвлекает внимание учителя, не позволяет работать с «сильными» школьниками в зоне их актуального развития.

Необходимо научить учителя работать с разными группами детей в рамках класса. Ведь в школу приходят дети разных возрасных групп – от 6,5 до 8 лет, до 30 % первоклассников не владеют в достаточной мере русским языком…


Над созданием инструментария поддержки ребёнка и педагога сегодня работаем мы в рамках совместного проекта с ТИД «Русское слово».


Одна из главных задач, которую призван решить мониторинг – выявление причин трудностей и создание системы индивидуальной поддержки каждому ребёнку – адресной помощи и коррекции.


Одна из отправных точек к решению задачи – «открытие» мониторинга, продемонстрированное и во время пресс – конференции:

готовность к школе все понимают по-разному


Родители склонны выше оценивать готовность детей к обучению в школе, чем педагоги. Так, например, в 2011 году лишь 2,3% родителей считали, что их дети недостаточно подготовлены, а по оценкам учителей, таких детей было 15,5%.



По свидетельству организаторов исследования, на сегодняшний день не существует единых критериев готовности к школе – открытых, опубликованных и известных родителям.

И специалисты, работающие с детьми, воспринимают понятие «готовность к школе» по-разному



Детский психолог, соавтор проекта «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе» Ольга ДАНИЛЕНКО подчеркнула, что для формирования готовности к обучению важны умение управлять своими реакциями, произвольность поведения. Трудности в школе возникают прежде всего у тех детей, у которых сложности с переключением с одного вида деятельности на другой. Однако и родители, и учителя дезадаптивные проявления воспринимают как капризы и склонны к репрессивным мерам по их пресечению.

С точки зрения психолога, это знак другого рода: ребёнок ведёт себя хорошо, когда он может. Предъявление ему недоступных требований и вызывает отказные реакции, аффективные вспышки. И это – повод к коррекции стратегии взрослых, а не к наказанию ребёнка или интенсификации занятий с ним.

«Чтобы быть успешным в современной школе, нужна и предметная готовность, и психофизоилогическая, но последняя важнее навыков письма и счета», - отметила Галина Ковалева.

Однако учителя начальных классов чаще всего под «готовностью» понимают умение ребенка читать, писать и считать.

Как выяснилось в ходе исследования, у родителей и учителей особенно сильно различается восприятие того, умеет ли ребенок читать. Это объясняется тем, что в само понятие «умеет читать» каждый вкладывает свой смысл. Учителя хотят получить детей, умеющих читать, сегодня используется много методик для первоклассников ориентированных на читающих детей, но родителям никто не объясняет, как их следует учить, и они делают это стихийно – кто как.



Эксперты подчеркнули, что новый образовательный стандарт для начальных классов не предполагает, что в школу должны приходить дети, умеющие читать, их должен научить этому учитель в первом классе.

Однако тут же на прессконференции директор СОШ №753 г. Москвы Ирина ПАТРИКЕЕВА, участник эксперимента и эксперт, отметила, что раз умение ребёнка читать определяет его успешность, надо инициировать запрос от общества на более раннее обучение чтению, сославшись на опыт Франции.

Так что единства пока нет, а в условиях, когда – как подчеркнули участники исследования, психологи вымываются из школы, а логопедов там нет уже давно – вряд ли стоит надеяться, что возобладают подходы, ориентированные на возрастные психологические закономерности.

Важным моментом исследования является то, что родители рассматриваются как группа поддержки и ресурс успешности ребёнка.


Авторы исследования утверждают, что низкий уровень адаптации к школе показывают сегодня 39,2% первоклассников.


Поэтому были даны практические советы, позволяющие снизить цену адаптации ребёнка к школе.





Признавая большие возможности родителей в достижении ребёнком успешности, эксперты исходят из того, что родители действуют осмысленно, осознавая всю меру своей ответственности за выбор.

Хотя именно выбор даётся нам с трудом.

«Для россиянина выбор – это в принципе проблема; мы колбасу-то научились выбирать лет десять-пятнадцать назад. К тому же отечественное массовое светское образование – очень молодой институт, ему всего лишь около сотни лет – в отличие от западного, с историей в несколько столетий.

Меня пугают попытки единообразить наше образование. Западное образование тем и интересно, что оно все время дает «чойс», выбор. Одни школы четко ориентированы на тесты, на то, чтобы подготовить к сдаче экзаменов; они жестко структурированы. В других ориентируются на проектную деятельность, на развитие. Если и в России станет можно выбирать не только место учебы, но и окружение, идеологию, традиции, людей – это будет здорово.

РИА Новости
Клочкова: родители не понимают языка, на котором говорит образование

Клочкова: родители не понимают языка, на котором говорит образование

12:01 06/04/2012 О проблемах, с этим связанных, в интервью корреспонденту РИА Новости рассказывает директор частной школы имени Ломоносова, заместитель председателя комитета по социальным вопросам Законодательного собрания Нижегородской области Галина Клочкова. >>



«Современный российский педагог, входя в класс, имеет дело не с чистой доской, с которой сравнивали сознание ребенка отцы-основатели парадигмы просвещения в XVIII столетии, но со всем спектром жизненных установок, ценностных ориентаций и чаяний, что ребенок несет из семьи. Вполне вероятно, что в одном классе сегодня окажутся юные стихийные фундаменталисты и глобалисты, верующие (разных вероисповеданий) и атеисты, либералы и консерваторы, демократы и сторонники авторитарных способов построения светлого будущего. Проекции этих семейных установок будут неизбежно отражаться на восприятии содержания учебного материала, приятии или отторжений предлагаемых преподавателем трактовок различных духовных и культурных феноменов».

Об ответственности педагога за выбор образовательной парадигмы в период «всеобщего разброда в умах и смуты в сердцах» рассуждает директор школы Евгений Ямбург, используя в качестве метафоры, передающий всю сложность и судьбоносность этого выбора, миссии педагога, крест





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru