Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




09.12.2011


В «Учительской газете» состоялся круглый стол, посвященный анализу первых достигнутых результатов работы «стажировочных площадок» по коррекционному образованию


В 2011 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО 2011 – 2015 г.г.) 14 коррекционным образовательным учреждениям страны придан статус «стажировочных площадок» – точек роста, инновационных центров, разрабатывающих, концентрирующих и распространяющих наиболее передовой опыт не только образования, но и глубокой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Региональные стажировочные площадки – один из ключевых механизмов Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 г.г. (ФЦПРО 2011 – 2015), задача которого – концентрация и распространение на территории всей страны позитивного опыта в сфере образования.

Стажировочная площадка – это действующее образовательное учреждение, выигравшее федеральный конкурс, по результатам которого получает дополнительный бюджет на условиях федерального и местного софинансирования. Задача стажировочных площадок – закупка оборудования, разработка и совершенствование методик, обучение специалистов, техническое оснащение партнерских учреждений, выступающих в качестве «приемников» новых методов и подходов.

Важным направлением деятельности стажировочных площадок является подготовка специалистов – тьюторов, которые затем смогут передать опыт и навыки другим педагогам. Ключевой идеей данного подхода является формирование методик и образовательных программ на уровне самих регионов, с учетом местной специфики и задач с ориентацией на общефедеральные образовательные стандарты и требования.

В настоящее время в стране сформированы 14 стажировочных площадок, занимающихся вопросами социализации лиц с ОВЗ.

Выступления некоторых участников круглого стола, представленные на сайте Общественного совета Министерства образования и науки Российской федерации вызывают, мягко говоря, удивление: почему трансляцию представлений именно этих людей решили поддержать в рамках ФЦРОПО; почему в качестве примеров «позитивного опыта коррекционного образования» приводятся характеристики процесса, содержания образования и вовсе не говорится о результатах – самостоятельной (в меру возможной для каждого) жизни, что, в соответствии с единой концепцией ФГОС для детей с ОВЗ и рассматривается в качестве главного образовательного результата.


Если мы говорим о глухом ребенке, то для него есть две дороги в жизни: первая – это язык жестов, вторая – это НОРМАЛЬНАЯ РЕЧЬ, КОТОРОЙ ПОЛЬЗУЕМСЯ МЫ С ВАМИ. Говорить и сравнивать я не буду: КАКАЯ ИЗ НИХ ДАЕТ БОЛЬШЕ ПРЕИМУЩЕСТВ, ВСЕМ ПОНЯТНО.

В качестве примера можно привести результат работы французской школы Маси, глухие дети в которой имеют лишь одно ограничение по образованию в сравнении с обычными детьми – они знают один иностранный язык, а не два. Установка и стремление именно на такие результаты позволяет достигать тех показателей, которые сегодня демонстрируются, например, стажировочной площадкой в Абакане, республика Хакасия, - отмечает Борис Алексеевич Коростылев, член-корреспондент Академии медико-технических наук, директор научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» МГГУ имени М. А. Шолохова, член административного совета Международной ассоциации верботонального метода (МАВМ).


Комментарий редактора

Если это эксперт, руководитель стажировочной площадки – то о трансляции какого инновационного опыта идёт речь:

французской школы Маси?

опыта «приспособления» неслышащих к «нормальной речи», сформировавшегося в другое время (ХХ век) для другого государства (СССР)?

Зачем???

Очевидно, что проблема здесь та же, что и в общем образовании – критерии результативности не определены, потому каждый волен понимать их так, как сам представляет. Всем известно происхождение слово «варвары», только казалось, варварские времена позади. Вся стилистика выступления – в идеологии концепции приспособления – и даже не к жизни «нормальных» людей, а к её части – системе образования. Что даёт на выходе французским школьникам знание второго языка – не говорится. Важен не результат, а прецедент.



Лариса ВасильевнаТыльченко, директор Республиканского государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов» г. Абакана, Республика Хакасия:

Мы начали еще до объявления конкурса, школа создана 8 лет назад. Наша основная установка была – не просто дать детям образование, но максимально подготовить их к жизни. Здесь, безусловно, важны технический, кадровый потенциал, общая система организации. Чего удалось добиться? Наши дети сегодня решают задачи по математике той же сложности, что и ученики лицея, с которым мы сотрудничаем. Они организуют театральные и творческие постановки, причем зрители не верят, что они – глухие. Мы разработали программу подготовки учащихся по 25 профессиям, которые обеспечат ребятам доход. Наша задача – социализация ребенка от поступления к нам и до самого выпуска. Любое неумение, ограничение ребенка зависит от отношения к нему взрослых. Часто приходится слышать о «неблагополучных детях», но неблагополучными бывают родители, а не дети.


Комментарий редактора

Советские традиции сравнивания «наших» и остальных живы в новой, созданной в постсоветское время, школе. Плохо ли решать сложные задачи? Нет, конечно, и раз дети это делают, кадры в школе действительно профессиональные, их опыт нуждается в трансляции. Только вот установки целевые – чтобы были, как все, чтоб никто не поверил, что они – другие, всё же демократической идеологии, да той же «Новой школе» не соответствуют. Хотя комментарий практика даёт основания для оптимизма – широкий выбор профессий и высокий уровень обучения, безусловно, принесут плоды, и выпускники не только удивлять окружающих смогут, но и получат образование, позволяющее им устроиться на работу, обеспечивающую достойный уровень жизни.

Тем более, что о новых потребностях профессиональной и предпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ на круглом столе говорили много, представляя модели Липецка, Ульяновской области.

А оговорки, так же, как и апелляция к «неблагополучным родителям» – возможно, просто общее место.



В настоящее время 580 тысяч детей в России имеют официальный статус «инвалид». Детей с ограниченными возможностями здоровья значительно больше, от первых их отличает отсутствие официального статуса, однако они также имеют специальные потребности (архитектурно-планировочные, методические, правовые и т.д.). Одной из главных потребностей для них являются наличие квалифицированных преподавателей.

Порядка 70% детей с ограниченными возможностями здоровья в России – это дети с нарушениями интеллекта, оставшиеся 30% испытывают сложности со зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом. От того, насколько рано ребенок попадет в сферу внимания коррекционного образовательного учреждения, во многом зависит глубина и степень его подготовки к жизни в обществе.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru