Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




17.02.2018



Тренинги для педагогов по принятию людей с инвалидностью и пониманию инклюзии в рамках проекта «Молодёжь с инвалидностью - за инклюзию в обществе»


О сколько нам открытий чудных!...

Тренинги для педагогов проводились в нетипичных для мегаполиса школах с небольшим количеством учеников и, соответственно, небольшим коллективом учителей. Обе школы работают в одну смену. Это позволило применить методику «перевёрнутый класс» с поправкой на то, что дело имеем с педагогами.

Такой формат позволил максимально учесть проблемы, вызывающие у учителей трудности при принятии и обучении учеников с инвалидностью и ОВЗ, которые были выявлены при анкетировании учителей в октябре 2017:

 педагоги испытывают проблемы профессиональной коммуникации, но именно готовность взаимодействовать в меняющихся группах – >необходимая педагогическая компетенция, особенно при работе с учениками с особыми потребностями;


 у учителей практически нет навыков выстраивания продуктивного взаимодействия с семьёй ребенка с особыми потребностями, а эффективность и прогресс в обучении и развитии без такого взаимодействия невозможны;

 анкетирование показало неудовлетворённость педагогов имеющимся арсеналом ресурсов, и хотя потребность в изменениях большинством учителей общеобразовательных школ не осознана, она есть.

Хотя проектом предусмотрено участие молодых лидеров в просветительской работе с учителями, на этом этапе ребят напрямую не подключали. Во-первых, по этическим соображениям – в момент вхождения в проблему учителя могут быть излишне эмоциональны, несправедливы. Это не будет способствовать становлению лидерских позиций ребят, особенно тех, кто ещё учится в школе. Во-вторых, опыт стажёров ещё очень невелик.

Однако мы обсудили с лидерами проблемы учителей, и ребята предложили свои варианты «размораживания». В основном они предложили использовать различные игровые приёмы. При подготовке к работе со всем коллективом, а не группами учителей, объединённых по традиционным признакам, как это было прежде, мы ставили целью обеспечить минимальный набор условий для вхождения образовательного учреждения в инклюзивное «поле»:

 активная, заинтересованная позиция лидера (директора), принимающего идеологию инклюзии – это в обеих школах обеспечено предшествующей подготовительной работой команды проекта;

 адекватное нормативно-правовое обеспечение – создано в рамках сопровождения стандартов образования учащихся с ОВЗ;

 принимающая атмосфера, инклюзивная культура школьного сообщества;

 доступная развивающая среда, желание её развивать;

 обученная междисциплинарная команда, её открытое взаимодействие с социумом.

Удовлетворительное состояние двух первых пунктов позволило выделить качественный индикатор ожидаемых изменений: «доля (или количество) учителей, принимающих идеологию инклюзивного образования и работающих в соответствии со стандартами для учащихся с ОВЗ».

Оставшиеся базовые основания можно объединить под общим названием «инклюзивная среда», соответственно, тренинги были сосредоточены на достижении понимания сути, мотивации к изменению и выработки общей стратегии деятельности коллектива.

Вместо традиционных установочных информационно – методических семинаров, где учителя выступают пассивными слушателями, была выбрана форма тренинга, в котором, в соответствии с названием – «Тренинг оперативного взаимодействия школьного коллектива при сопровождении учеников с особыми образовательными потребностями» – каждый член педколлектива смог не просто участвовать, но и примерить на себя роль коллеги в ситуации педагогического взаимодействия. Умение встать на позицию другого человека важно для педагога, работающего в условиях инклюзии. Кроме того такая смена ролей полезна в коллективе, ведь всегда существует соблазн перекладывания зон ответственности на плечи коллег.

Для проведения тренинга необходимо присутствие всех членов коллектива – не только педагогов, т.к. инклюзивная атмосфера формируется и техническими работниками школы, а медицинский работник информирует об особенностях здоровья школьников, которые надо учитывать на уроках.

Перед тренингами была проведена работа с директорами школ, т.к. именно они имеют такие мобилизационные полномочия. Они отнеслись с пониманием и заинтересованностью. Однако, как мы ни подгоняли сроки, руководители присутствовать на тренигах не смогли, т.к. они люди подневольные, и живут по расписанию департамента образования.

Технические и медицинские работники также не пришли, но вот педагоги были практически все. И это был успех, какой нечасто бывает.

Тренинги в школах № 33 и № 38 провели руководитель проекта, председатель СРООРДИР «Интеллект» Елена Головинская (в тренинге – модератор) и менеджер проекта, председатель паравления СГООИК «Ассоциация Десница» Евгений Печерских (в тренинге – ролевая модель ученика с особыми потребностями).

В качестве сюжетной канвы тренинга было выбрано проведение школьного психолого – медико – педагогического консилиума (ПМПк). Это реальный коллегиальный орган, который, согласно ведомственному приказу, создаётся в каждом образовательном учреждении для определения образовательного маршрута учеников с особыми потребностями, их сопровождения и консультирования их семей. На бумаге и в отчётах консилиумы есть везде. Однако за всё время нашей работы с педагогами школ г. Самары реальный школьный ПМПк обнаружить не удалось. Выбранный для тренинга сюжет призван помочь понять учителям, что ПМПк – это не очередная отчетность, а реальный механизм инклюзии.

Учителям предложили не просто провести заседание ПМПк (школьного консилиума), но и премерить на себя должность коллеги. В начале тренинга учителям было предложено пройти жеребьёвку и в слепую выбрать бейдж с должностью.

Уже на этом этапе в школе № 38 мы столкнулись с первой проблемой: учителя положили бейджи перед собой. После многократных предложений надеть их для обеспечения удобства их взаимодействия в ходе тренинга прикрепили бейджи не более трети присутствующих. Половина учителей так и не смогла включиться в ролевую игру, явно, а иногда и довольно агрессивно отстаивая позицию случайного наблюдателя. Это вдвойне удивительно, потому что коллектив на редкость молодой.

Во взаимодействие при обсуждении также учителя школы № 38 по собственной инициативе не вступали. Действовали по школярскому признаку: пока не вызовут, не высовываться. Вникать в особенности деятельности коллег желания не демонстрировали.

Но одна роль удавалась всем просто великолепно, и практически каждый учитель школы № 38 с удовольствием её примерил: это роль родителя, обвиняющего учителя и школу в недостаточном внимании к своему ребёнку.

Т.о. учителя не испытывают даже профессиональной групповой солидарности. Вообще говорить о коллективе применительно к группе педагогов школы № 38, участвовавших в тренинге, можно очень условно – учителя объединены лишь территориально – местом отбытия повинности. На отсутствие у учителей школы установки на взаимодействие, ориентации на коллегиальное решение проблем указала и завуч школы (работает в школе первый год) в индивидуальной беседе. «У нас каждый сам за себя». И хотя «не против всех», все же в таком коллективе база для инклюзивной культуры очень шаткая. В этих условиях учителя занимают позицию игнорирования проблемы: не вижу, и говорить не о чем. Тем не менее, в ходе тренинга проблемы были озвучены и даже частично обсуждены.

В школе № 33 (директор с активной позицией, член общественного совета по инклюзии) такой проблемы не возникло.

После краткой информации о сути работы школьного консилиума учителям были предоставлены кейсы для анализа. Присутствующим было предложено обсудить их и уточнить форму получения образования учениками с разными особыми потребностями. 2 кейса из портфеля организации. И ещё один – о реальном ученике этой школе, составленный вместе со специалистами центра инклюзивного и дистанционного образования детей – инвалидов на основе мониторинговых данных об учащихся с ОВЗ и инвалидностью, предоставленных каждой из этих школ.

Первый кейс – педагогическая характеристика, написанная учителем на ученика 2 класса для направления на психолого – медико – педагогическую комиссию для уточнения программы обучения и определения вида адаптированной программы – содержит перечисление распространённых негрубых затруднений в учебной деятельности.

Педагоги школы № 33 во время обсуждения пришли к выводу, что такие проблемы встречаются у каждого второго ученика и обусловлены не столько нарушениями в развитии, сколько особенностями традиционного образовательного процесса. Во время мозгового штурма учителя определили основные направления коррекции своей педагогической работы, рассмотрели варианты обеспечения специального сопровождения ученика (в школе нет своего логопеда), составили рекомендации родителям.

И в завершении работы по первому кейсу сделали вывод: оказывается, мы неправильно считаем, что у нас скудные ресурсы, и нет условий для работы с учениками с инвалидностью и ОВЗ. Мы можем многое, оказывается.

В «соседней» школе – совсем как в рекламе про жителей двух деревень, одна из которых использует новые средства, а вторая мучается по-старинке – выяснилось, что учителя не просто не имеют опыта работы в консилиуме.

Хотя это нормативно обязательная форма коллегиального взаимодействия при сопровождении семьи и учащихся с ОВЗ и инвалидностью. Педагоги школы не владеют элементарными навыками определения особых потребностей на основе педагогической характеристики, описывающей затруднения ученика при обучении. Они старательно тянули время, жаловались на трудную жизнь, затянувшийся рабочий день (на часах три, а мы еще в школе). И всё же главная проблема – не в ленности, а в элементарном отсутствии навыка и опыта анализа причин затруднений. Пришлось остановиться и провести краткий ликбез.

Во время обсуждения второго кейса – прихода в школу маломобильного ученика с сохранным интеллектом и вообще успешного не только в школе, но и в широком социуме – учителя школы № 33 почти уже утонули в собственных предубеждениях и страхах, которые они, себе в первую очередь, объясняли большим жизненным опытом. Но спасательным кругом стало привлечение внимания к опыту их собственных учеников, которые не успели накопить стереотипов и потому свободно общаются с людьми с инвалидностью, никак не выделяя их особенности – они их просто не замечали. Ни на Уроках доброты, ни в день проведения тренинга. (А вот электрическая коляска с джойстиком заинтересовала). И сумев осознать это, и восхититься своими учениками, учителя школы № 33 смогли преодолеть и собственные страхи и поверить в свои силы.

В качестве ролевой модели самостоятельного маломобильного ученика выступил Е. Печёрских. Однако даже вдохновлённые собственными успехами и осознанием своей ресурсной оснащённости учителя школы № 33 так и не решились вступить в контакт с ним, обсудить, какие проблемы им надо учитывать при работе учениками с аналогичными особенностями. Барьер налицо. А там, где он не выражен, преобладает убеждение, что люди с инвалидностью нуждаются исключительно в заботе, сочувствии, милосердии. Так что такие реальные встречи не просто полезны – они необходимы учителям не меньше, чем их ученикам.

При обсуждении третьего, реального кейса учителя уже вошли во вкус. И времени весь консилиум занял немного – чуть более двух часов. А сделано было много, рассмотрены разные варианты и опробованы разные функции коллегиального органа.

Учителям школы № 38 в третьем кейсе удалось совершить открытие. Выяснилось, что восьмиклассник – т. е. восьмой год в этой школе! – по поводу прохождения итоговой аттестации которым так тревожились учителя из-за его плохой речи (и очень хотели его на надомное обучение вытеснить, да вот незадача – мама сопротивляется), оказался... слабослышащим.

Это достаточно типичная и не единичная ситуация. В отношении образования детей с ОВЗ многие учителя заняли пассивно – выжидательную позицию: авось, рассосётся само. И всё же часть учителей удалось немного раскачать и заинтересовать их учениками.

По мнению учителей, «такие тренинги гораздо интересней и продуктивней, чем традиционное прослушивание авторитарных лекций». Учителя получили «домашнее задание», в школе № 33 обещали его обязательно выполнить и спрашивали, когда встретимся в следующий раз. Мы тоже будем ждать её с нетерпением. Учителя школы № 38 тоже выразили заинтересованность, но попросили встречаться традиционными группами – по методобъединениям. Так что перспективы светлые.



© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru