Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




05.07.2016

Фиктивность вместо эффективности


На конференции «Управление образовательными системами в условиях модернизации содержания и технологий обучения» московский гость рассказал об уникальности несуществующих учебников и объяснил, что ФГОС для учащихся с ОВЗ – это не про инклюзию совсем

Давно уже известно, что современные конференции всё менее склонны к обсуждению проблем и всё более стремятся к истокам, напоминая первую документально зафиксированную – 416 г. до н.э. (Это был пир друзей афинского трагика Агафона, на котором каждый из присутствовавших произносил монолог о боге любви Эроте). Боги меняются, но монологи остаются
На древних конференциях обычно присутствовали знатные горожане. И здесь со статусными лицами было всё прекрасно. И хотя суровое, ассоциирующееся с чернильными пятнами на зелёном сукне, «доклады» в повестке пленарки, на которые в программе отвели 2 часа, а по факту все 3 ушли, не оставляло места надеждам, всё же кое-что в сухой остаток выпало.

Например, возможность сопоставить позиции двух бывших региональных министров образования. И вновь порадоваться, что Самаре повезло однажды (да и ФИРО в лице его Приволжского филиала). А вот РАО наоборот. Очень странно было слушать сетования заместителя президента об отсутствии содержания образования в законе «Об образовании в РФ» и в стандартах. И – о том, что учителя жалуются на бумажный вал, а сами только перекладывают примерные программы в образовательные программы школ…

Страннее был только сам факт «доклада» на пленарке конференции по управлению образовательными системами начальника одного из отделов одного из издательств. (Пока ещё это «из» актуально, хоть и близится к минимуму)

Хотя и доклад тоже странненький: много обложек учебников, многие из них – будущих учебников.
А в качестве аргумента успешного применения электронных форм учебников умственно отсталыми байка о том, как некие «мы» однажды зашли в школу и увидели такого мальчика, развлекающегося на перемене с телефоном, дали ему вместо телефона планшет (свой ли, чей-то ещё – неизвестно), и у мальчика пропали проблемы с математикой.
Учитывая, что речь идёт об электронной форме бумажного учебника, у присутствующих мог бы возникнуть вопрос: были у мальчика учителя какие-никакие, ходил ли он на уроки, или посто всегда с телефоном играл. А у присутствующих специалистов по работе с умственно отсталыми, знающих, что эти электронные формы такие же мифические, как и «мы» – ещё больше вопросов.
Но – дело к обеду шло. Не возникло.


Министр образования и науки Самарской области В. А. Пылёв:

«Обмен опытом, возможность наладить связи взаимодействия между регионами – это путь к созданию чего-то нового, к достижению новых результатов, движение вперёд. В условиях живого диалога мы обсудим те вопросы, которые интересуют участников конференции»


Увы, на секции «Организационно-методическое сопровождение внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ в ОО Самарской области» даже попытка начать диалог была задавлена в зародыше.

Хотя материалы для него, точки напряжения были обозначены первыми выступающими. Очень показательные данные мониторинга образования учеников с особыми потребностями и представление концепции системы управления качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушением интеллекта – живой, работающей системы, позволяющей сельской школе и кадры иметь (О.В. Галкина), каких в городе нет, и детей готовить к жизни, у присутствующих не вызвали желания обсудить, сравнить с состоянием в своём регионе. А вот агрессивное неприятие новых подходов, да просто заинтересованности в том, что делается – да. Просто потрясающее отторжение любой попытки расширить границы. И – хамство по отношению в коллеге.

Конечно, это не впервые – тягомотину мусолят с умным видом и даже как бы с удовольствием. Но лишь намёк на интерес, предложение к размышлению – тут же всеобщая мобилизация, агрессия к покусившемуся на святыни. Понятно, что педагоги не сами себя коллекционерами фантиков – сертификатов сделали. Но ведь уже приехали. И издалека приехали - Бугуруслан, Сургут - именно оттуда специалистам срочно потребовалось через час после начала работы секции на кофейную паузу мчаться. И не удивительно, что и сами ни словом не обмолвились о собственном опыте - честно отсидели за сертификаты. Можно и аттестоваться.

Именно этот общий негативный фон, неприятие любых изменений объединяет присутствующих. Не всех. Тех, у кого с компетентностью и профессионализмом проблемы. Но именно этот монолит задаёт общую ориентацию на серость, банальность, формализм.

Негативный фундаментализм. Ничего своего позитивного – совсем ничего. Только отрицание позитива и развития как таковых. И ценностей, на которых они базируются.

Вот представитель профильной организации повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с особыми потребностями, рассказывает, как здорово они эту квалификацию повышают. Глубокий книксен с придыханием – в адрес присутствующего представительства издательства «Просвещение» – за публикацию этим издательством Концепции специального стандарта. Не авторам, а издателю!

Концепция всегда была доступна на сайте её разработчика – ИКП РАО. Но ведь в аудитории нет никого оттуда.

Повышают квалификацию, готовят, методические рекомендации пишут...

И – ни одного ответа ни на один вопрос по содержанию выступления – рапорта.
И искренне удивление: почему меня об этом спрашиваете?!
Каждая реакция на вопрос начинается с улыбчивого «ну вы же понимаете». Вроде как «мы с тобой одной крови»…

Нет, не понимаю. Понимала бы, не спрашивала, почему умственно отсталых выпускников, вопреки нормативным требованиям, в области не берут на программы профессионального обучения, а учеников специальных школ из этих школ выживают.
Не понимаю, почему в региональных методических рекомендациях по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о ну ни словечка по самой животрепещущей проблеме – обеспечении сопровождения нуждающихся учеников ассистентами и тьюторами. Или хотя бы отсылки к эффективным практикам решения в других регионах.
И уж тем более не понимаю, когда слышу праведный гнев: да мы готовы их учить, только где эти люди? Почему к нам никто не пришёл и не сказал, что он готов стать ассистентом. Действительно, почему?
Я ни слова не понимаю в рассказе о том, как специалисты регионального социопсихологического центра провели своё исследование в СКОУ и пришли к выводу, что «ученики с ОВЗ, конечно, не покажут такой динамики УУД, как другие дети при обучении по ФГОС общего образования».
О какой динамике речь, если УУД – это результат образования?
В ответ – мутное уточнение, что «они просто для себя неофициально посмотрели в мае первоклассников».
А то, что УУД – результат на выходе из ступени, т.е. по окончанию 4 класса – это ни одного из мирно дремлющих директоров общеобразовательных школ не тронуло. И специалиста, готовящего педагога к работе по ФГОС.

Самое смешное, что вопросы многими были восприняты не как вопросы, а как «наезд».


Я не понимаю, как можно научиться работать в условиях неопределённости, если опыт специалистов отвергается, любое предложение рассмотреть и совместно попытаться решить – в рамках профильной секции и концентрации специалистов – нестандартную задачу, у которой нет готового ответа, воспринимается как неуместное поведение.
Желания использовать имеющиеся ресурсы для обсуждения насущных проблем не было.
Не было даже понимания, что это обсуждение необходимо.
Зато было желание заболтать проблему. И уверенность, что удастся отсидеться, ничего не меняя по сути. Ну, только АООПы написать...



Более часа пришлось слушать агрессивную, местами откровенно хамскую арию московского гостя о себе, великом – московской пропиской. И совершенно пустую по существу.

Сухой остаток:

– «стопудово» прошли экспертизу – «вне обозначенных экспертных рамок» – и в ближайшее время ожидается решение научно – методического совета Минобрнауки по учебникам о внеочередном включении в Перечень несуществующих учебников для разных категорий учеников с ОВЗ. Про несуществующие – вывод от знакомства с ресурсами сайта «Просвешения»;

– в таком же мифическом состоянии и «созданные» электронные учебники;

– в новый перечень в 2017- м войдут новые линейки (ещё и экспертиза не началась, и положение не прошло экспертиз и обсуждений, но уже известно, что войдут);

– в сентябре 2016-го все эти новые линейки подадут на экспертизу, но на настоящий момент нет не только учебников, но даже авторов, и концепций учебников для умственно отсталых по информатике (зато электронные учебники доступны), основам социальной жизни;

– готовятся буквари для умственно отсталых слепых и детей с РАС;

– предмет особой гордости – учебник изо для умственно отсталых первоклассников. Впервые в мире!
И даже не закрадывается в голову сомнение, что мир не настолько глуп и никчемен, а просто – ну зачем умственно отсталым первоклассникам учебник по изо? Да ещё и сурдопедагогами сделанный?

Совершенно чудесная история – в ответ на реверанс об издании Концепции специальных стандартов – о том, как она была всего-то в «Дефектологии» опубликована, но редакторам «Просвещения» пришлось серьёзно доработать её, привести в соответствие…

Потрясающая уверенность, что редактирование важнее концептуальных научных подходов, определяющих принципиальную новизну образования детей с особыми потребностями!


И слушали ведь! Если и спали – то с открытыми глазами.

Господа! Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!

Золотой сон был испорчен отвратительной явью.

Информация о – по сути – отсутствии дидактического сопровождения ФГОС, подавалась как героическая эпопея борьбы.

И вовсе не «за», исключительно «против».

Против инклюзии, которая понимается очень специфически, и «о которой во ФГОСах ни слова».

Против родителей, которые конечно много делают, но вот термины недопустимые употребляют и вообще, неизвестно чего хотят.

Против учителей, которые молодцы, но не дефектологи же.

Против хоть каких-то вариантов объединения разных детей.

Против включения образования учеников с особыми потребностями в общее образование.

И – как положено – засевших повсюду врагов, вопящих чуть что: «Сегрегация!».

Против вообще хоть каких-то изменений...

В общем, против жизни и времени.

Каждый имеет право на собственное мнение. Но если оно собственное – то его и надо от себя. Смешно видеть эти претензии на столичное светило, когда король – голый. Настоящие светила ведут себя вполне по-человечески,им не требуется утрамбовать всё вокруг, чтоб возвыситься.

И вот абсолютно стало очевидным: причина отторжения инклюзии (а под ней понималось прежде всего признание равных прав всех) – в неудержимой тяге к созданию впечатления, видимости собственной эксклюзивности при нежелании признаться себе в полной бесплодности.

Потому что если речь не об имитации, не фиктивном впечатлении, то – что мешало таким крупным специалистам, «приводящим в удобоваримый вид» плоды труда целого института РАО, сделать действительно хорошие учебники?

И – тетради, как предусмотрено ФГОС и ФЗ- 273 «Об образовании в РФ»?

И – методички для учителей, работающих с учениками с ОВЗ в разных условиях?
Сам С.В. Сацевич и признал нечаянно, что они в первую очередь нужны. Но – понятно – это совсем не те деньги. Но уж признав их первостепенную необходимость и отсутствие, не стоит о героическом миссионерстве рассуждать.

Для тех, кого всё же интересует, как работать с детьми с особыми потребностями и всё это многообразие удовлетворить: есть и специальные тетради – как и предусмотрено статьёй 79 ФЗ – 273 и требованиями к ПАООП.

И методики для учителей, приступающих к работе по ФГОС НОО ОВЗ – тоже есть.

Мы знаем, и давно работали – вместе с учителями, у которых опыт – не одно десятилетие, выпускники реальные, как привычную фиктивность заменить эффективностью

Ну и для вдохновения и разнообразия – когда ситуация кажется безвыходной, надо поменять подход. Или полушарие мозга.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru