Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




08.09.2011


Международный день грамотности


Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности» (Тегеран, 1965)

В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила десятилетний период, начинающийся 1 января 2003 года, «Десятилетием грамотности Организации Объединённых наций». Во Всемирной Декларации об образовании для всех изложена новая концепция грамотности:

«Грамотность является ключевым фактором … социального и человеческого развития. Она касается детей, молодежи и взрослых, мужчин и женщин, а также связана как со школьным, так и с внешкольным образованием. Она не только имеет отношение к сфере образования, но и лежит в основе коммуникации и культуры.

В настоящее время нельзя больше мыслить категориями отдельных неграмотных или грамотных лиц; необходимо способствовать формированию грамотных семей, грамотных общин и грамотных обществ. Поэтому для достижения успеха в деле обеспечения грамотности для всех требуется всеобъемлющая, но гибкая и учитывающая конкретные условия деятельность на низовом уровне в странах и общинах с участием всех партнеров – правительств, общин, НПО, школ, частного сектора, средств информации – в мероприятиях по распространению грамотности, связанных с различными сферами социальной, культурной и экономической деятельности».


Ежегодные темы предыдущих дней грамотности:

  • 2010 — «Грамотность и расширение прав и возможностей женщин»;
  • 2009 — «Сила грамотности»;
  • 2008 — «Грамотность – лучшее лекарство»;
  • 2007 — «Здоровье и грамотность»;
  • 2006 — «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие»;
  • 2005 — «Грамотность – основа устойчивого развития»;
  • 2004 — «Обеспечению всеобщей грамотности для всех — женщин и мужчин в равной степени»;
  • 2003 — «Грамотность – свобода».

В России праздник не получил широкого распространения, общепринятым является представление о том, что ликвидация безграмотности – дело далёкого прошлого.

Однако элементарная грамотность уже давно не является достоянием каждого гражданина Российской Федерации


Мнение эксперта

вице-президента Российского общества преподавателей русского языка и литературы, директора Института русского языка и культуры Санкт-Петербургского государственного университета Евгения Юркова:

«Статистика – вещь лукавая. Мы ведь точно не знаем, сколько в РФ беспризорных детей. Некоторые говорят, что до миллиона, другие называют цифру в два раза меньше. Это категория детей, которые могут быть безграмотными.

Также сейчас много безграмотных среди мигрантов. Их число нельзя назвать наверняка. Незнание языка приводит к социальной исключенности мигрантов, маргинализации и, конечно же, агрессии по отношению к ним и к их собственной агрессии. В результате они будут объединяться в группы, отстаивать свои интересы и со временем становиться более воинственными. Я считаю, что мигранты, приезжая в Россию, должны знать русский язык, по крайней мере, на базовом уровне. Знания языка могло бы стать основным критерием при получении разрешения на работу… Следует открывать специальные классы, создавать учебники, готовить учителей. Надо их учить. Иначе не сможем социализировать мигрантов и преодолеть негативное к ним отношение, приводящее к конфликтам.

Даже некоторые школьники недостаточно грамотны. Ведь чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, достаточно набрать около 36 баллов. Это фактически «двойка». Снижение требований к уровню знаний может привести к обнищанию нравов и умов.

Что такое полуграмотный человек? Если говорить о профессиональной сфере, то это приводит к недопониманию и, как следствие, ошибкам в работе. Неграмотность, невежество приводит к тому, что страдают и результаты внеязыковой деятельности. Например, инструкции по использованию приборов, как правило, написаны ужасным языком. Чтобы включить чайник или электроплитку, нужно потратить много времени на «расшифровку» аннотации по их эксплуатации».


В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей. Грамотность рассматривается как важнейший шаг в базовом обучении, которое является необходимым инструментом эффективного участия в жизни обществ и экономической деятельности в XXI веке.

В этом году Международный день грамотности проводится под лозунгом «Грамотность и мир»


В послании Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой по случаю Международного дня грамотности 8 сентября 2011 г. отмечается, что «грамотность представляет собой одно из необходимых условий мира, поскольку она несет в себе многочисленные преимущества, затрагивающие гуманитарную, культурную, социальную, политическую и экономическую сферы. В современных обществах, основанных на знаниях, неграмотность, как никогда ранее, является синонимом социального отчуждения и маргинализации.

Ни одна страна не может надеяться на создание надежных условий для мира, если не найдет пути укрепления взаимного доверия между своими гражданами с помощью систем инклюзивного образования, которое способствует взаимопониманию, уважению, толерантности и диалогу»


Цифры, приведённые в послании, позволяют взглянуть на проблему под новым углом зрения и обсудить её с учениками:

Согласно последним данным (2009 г.), 793 миллиона взрослых не имеют базовых навыков грамотности, т.е. примерно один из шести взрослых неграмотен; примерно две трети из них составляют женщины. 67 миллионов детей младшего школьного возраста не охвачены начальным образованием, также 72 миллиона подростков не могут воспользоваться своим правом на образование, что создает опасность появления нового поколения неграмотных людей. В одиннадцати странах мира более 50% взрослых неграмотны.

Однако очевиден и прогресс в этой области: 1950 г. в половине стран мира 50 % взрослого населения было безграмотным. В 1970 г. грамотными были двое из трех взрослых жителей планеты; в 1990 г. – трое из четырех. Наибольших успехов добились Индия, где за последние десять лет уровень грамотности вырос на 13% и Бангладеш, где этот показатель вырос на 30%.

Цифры станут более понятными, если предложить школьникам составить и решить примеры и задачи с ними.

Возможно, размышления над ними послужат поводом к пересмотру своей позиции по отношению к учёбе как навязанному со стороны ненужному процессу.


Материалы к дню грамотности содержат сведения, важные для педагогов, занимающихся коррекцией письменной речи

Мнение эксперта

заместителя директора Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Марии Каленчук: ошибки в печатном тексте – проблема психологическая.

Снижение уровня грамотности связано с тем, что россияне стали меньше читать, отдавая предпочтение Интернету и телевидению. В Интернете много образцов безграмотной письменной речи. Одна из причин их появления в том, что, когда вы пишите рукой, чисто психологически вы контролируете себя, а когда набираете текст на компьютере, контроль снижается. Стараясь приблизить письменную речь к разговорной, некоторые осознанно позволяют себе искажать орфографию и пунктуацию в текстах, что также приводит к неграмотности.


Во Всемирном докладе по мониторингу образования для всех (ОДВ) за 2011 г. рассматривается скрытый кризис в области образования и подчёркивается, что грамотность является одним из прав человека и имеет принципиальное значение для искоренения бедности, сокращения детской смертности, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии.

Сегодня требуется выход за пределы того ограниченного представления о грамотности, который доминировал в прошлом: чтобы выжить в современном глобализованном мире, необходимо развить в себе способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в различных формах. В мире, где навыки востребованы, как никогда раньше, молодые люди, которые не посещали школу, остались без познавательных и жизненных навыков, являются особенно уязвимыми.

Проблемы существуют и в развитых странах: 47% американцев не в состоянии разобраться в расписании автобусов. Каждый пятый взрослый британец читает с трудом. Каждый десятый совершеннолетний житель Швейцарии испытывает серьезные проблемы с чтением и написанием самых простых текстов.


Ни одна страна не может надеяться на установление прочных основ мира, если она не пойдет по пути создания взаимного доверия между своими гражданами, и такая работа должна начинаться в учебных классах.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru