Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




03.03.2014



Всемирный день писателя (полное название Всемирный день мира для писателя): повод перечитать классиков и поразмышлять


В первые весенние дни родились люди, продвинувшие понимание образования, но их труды осмыслены недостаточно

2 марта 1824 года - Константин Дмитриевич Ушинский (здесь же - живые ссылки на все его произведения)

3 марта 1847 года - Александр Грехам Белл

3 марта 1868 года - Ален (наст. имя Эмиль Огюст Шартьé)

3 марта 1880 года - Лев Владимирович Щерба



Именно благодаря К.Д. Ушинскому школа, в которой преобладали жестокость и зубрёжка, изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка.

Ушинский работал преподавателем географии и русской словесности, инспектором в лучших учреждениях России: в Гатчинском сиротском институте (Ведомства учреждений императрицы Марии) и в Смольном институте.
Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город.


Сформулированные К.Д. Ушинским принципы актуальны и сегодня - именно они известны нам как концептуальные основы ФГОС. Они же положены в основу курса «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала».

Например, в книге «Труд в его психическом и воспитательном значении» педагог писал:

Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.

Ушинский посвятил много времени составлению детских книг. С 1860 года его «Детский мир» и «Родное слово» переиздавались множество раз, а короткие рассказы и сказки («Васька», «Жалобы зайки», «Лекарство», «Орел и кошка», «Детские очки) пережили революционные катаклизмы и составили круг чтения многих поколений детей.



Александр Грехам Белл, аудиолог и сурдопедагог, один из основоположников телефонии, основатель компании Bell Telephone Company (ныне Bell Labs), определившей всё дальнейшее развитие телекоммуникационной отрасли.

Белл основал школу для глухих в Бостоне. Одна из самых ярких иллюстраций популярного сегодня (пока не у нас) универсального дизайна.

14 февраля 1876 г. Белл подал патентную заявку на изобретение телефона. Патент был выдан Беллу 7 марта 1876 года, 10 марта 1876 Белл послал первое звуковое сообщение, переданное по проводам с помощью электричества.



При этом сам Белл считал, что телефон очень мешает работать и отказался устанавливать телефон в своём кабинете.

После его смерти все телефоны Соединённых Штатов (более 13 миллионов) были отключены в течение минуты молчания, дабы почтить память.



Лев Владимирович Ще́рба, языковед, внёсший большой вклад в развитие психолингвистики, лексикологии, лексикографии и фонологии.

Щерба поставил вопрос о речевой деятельности говорящего, предвосхитив идеи лингвистики второй половины 20 в.

Он работал над проблемой построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим эти значения формам (в отличие от более традиционной пассивной грамматики, идущей от форм к значениям), кардинально изменив подходы к преподаванию родного и иностранных языков.

Именно эти подходы заложены в современных коммуникативно ориентированных учебниках русского и иностранных языков



Влияние на педагогику Алена в полную меру проявилось после II мировой войны, но педагогическая программа его была сформулирована до I мировой войны. С 1908 по 1914 г. Ален опубликовал более трех тысяч эссе, афоризмов, высказываний и отрывков, основное внимание уделив антропологическому обоснованию педагогики, без которого, по его мнению, бессмысленно «призывать ребенка стать человеком».

Человек в его понимании — субъект знания и действия, разумное, свободное и ответственное существо, наделенное волей к борьбе против насилия власти. Будучи противником тирании во всех ее проявлениях, Ален защищал свободу гражданина. Чтобы руководить развитием человека, необходимо изучать процесс его созревания, роста, формирования, его страсти.

Афоризмы Алена:

Миром правят не интересы, а страсти.

Самое трудное — это сказать обдуманно то, что все говорят не думая.

В религии всё истинно, кроме проповедей, и всё исполнено добра, кроме священников.

Создай «Общество честных людей», и в него вступят все воры.

Удивительный парадокс: граждане гораздо охотнее жертвуют своей жизнью, чем своими деньгами.

Все мы чувствительны, когда выступаем в роли зрителей. Все мы бесчувственны, когда действуем.

Глупец, который случайно говорит правду, все равно ошибается.

Человек занят тем, от чего он ожидает счастья, но его настоящее счастье в том, что он занят.

Сопротивление и послушание две добродетели гражданина. Послушание обеспечивает порядок; сопротивление обеспечивает свободу.

Пессимизм — это настроение, оптимизм — воля.

По сути, он стал блогером своего времени - «Суждения» сначала печатались в газете, а затем - в виде специальных ежемесячных брошюр, как своего рода журнал одного автора. Философский дневник Алена привлекал к себе внимание тонкостью мысли, независимостью авторской позиции и чисто дневниковой спонтанностью — Ален не позволял себе делать в тексте никаких поправок, писал всегда сразу набело.

Профессиональный праздник, празднуемый 3 марта, призывающий «четвёртую власть» быть честными и искренними в своих трудах.



© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru