Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




23.01.2014



День почерка, или День ручного письма (National Handwriting Day)


Почерк у каждого человека уникален

День ручного письма учреждён с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о том, что это – мастерство, возможность для нас заявить миру об уникальности опыта каждого человека, о том, что каждый из нас – особенный и неповторимый.



Кто придумал?

Инициатором Дня стала Ассоциация производителей пишущих принадлежностей (Writing Instrument Manufacturers Association, WIMA).

Почему 23 января?

Отмечается в день рождения Джона Хэнкока, который первый поставил свою подпись под Декларацией независимости США. Подпись Хэнкока была самой крупной и размашистой.



«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь...» Что за пёрышко? Да и тетрадь некоторые приговорить готовы, заменив заметками в электронном учебнике...
Почерк воспитывается (или воспитываЛся?) с детства. Когда-то в прописях - не писали - выводили! пером, макая его в чернила. Перо работает в зависимости от направления движения и силы нажима: вниз - толстая линия, вверх - тонкая... Таким образом задавались определенные координаты, которые и вырабатывали индивидуальный почерк. От постоянного упражнения в письме рука становится более тонкой и умелой, а вместе с этим более тонким становится и мышление.

Тем, кто мог бы в ближайшем будущем выйти на пенсию, «чистописание» досталось уже как строчка в школьном табеле, в которой так и не появилась оценка. 1968-й стал переломным – начались новые программы, закончилось чистописание. Ученики сидели за партами, в которых ещё было отверстие под чернильницы, но чернильниц уже не было, а писали «вечными перьями» – авторучками. Они текли, плевались, засорялись... В обиходе были перочистки – сшитые по центру фланелевые кружочки – и промокашки. Затем их - не без боя - потеснили и вытеснили шариковые ручки, а затем и гелевые...

Взгляд на культуру через призму орудия рукописного текста: очень интересно.

Растущая популярность компьютеров, электронной почты, СМС и других гаджетов, наборов стикеров с напечатанными фразами-подсказками, обеспечивающими быстрое общение, снижает популярность ручного письма – всё больше людей предпочитают рукописному дневнику блог в Интернете, а ежедневнику – систему напоминаний в телефоне. Это постепенно уводит современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно.

Одна из проблем, масштабы и последствия которой еще предстоит осознать психологам и социологам, - потеря современным человеком своего почерка.
Что такое почерк, кроме привычки писать буквы так или иначе? В наклоне букв и их размере, особенностях написания крючков и хвостиков прячется характер. Мы не просто пишем то, о чём думаем, на бумаге зеркально отражается наша душа.
Вместе с почерком человек теряет и часть самоидентичности. Глядя на свои каракули, человек не узнает себя, ему кажется, что он лучше, интереснее, чем то, что выходит из-под его пера.

История развития ручного письма исчисляется тысячелетиями, и, возможно, на протяжении такого же времени люди пытались определить связь характера человека и его почерка. Казалось бы, все мы учились писать по стандартным прописям, но даже у тех, кто с одинаковым усердием выводил палочки и кружочки, почерк разный.

Если не писать каждый день хотя бы в течение часа, то однажды в том, что случайно однажды изобразится на бумаге, не будет почерка .



Евгений Гришковец «Прощание с бумагой»:
«В этом спектакле мой персонаж остро переживает многие аспекты, которые утрачивает человечество и человеческая культура, расставаясь с бумагой как с образом жизни.

Основная мысль произведения - это то, что наши дети будут людьми без почерка. Мы утрачиваем вместе с бумагой очень многие стороны своей индивидуальности и неповторимости, размывая собственные черты.

Всем же очевидно, что бумага уходит из нашей жизни, уступая свои позиции смартфонам, ридерам и другим электронным устройствам, а вместе с ней уходит не только привычка читать книги напечатанными, но что-то большее. Что-то, что начинается с совсем маленьких вещей, уже исчезнувших навсегда, как промокашка, которую лет тридцать назад вкладывали в школьные тетради».





То, что человечество перестало писать ручкой, заменив её клавиатурой, во многом способствует исчезновению письменной речи. Живые журналы, электронные письма, чаты, sms-сообщения - все это варианты речи устной.

Татьяна Черниговская, профессор кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ, доктор филологических и биологических наук:

«Всеобщая компьютеризация длится не так долго, чтобы можно было сделать какие-то определенные выводы: влияет то, что люди стали меньше писать и больше стучать по клавишам, на работу головного мозга или нет. Не думаю, что для взрослых это имеет какое-то значение.

А вот для детей такая опасность действительно существует.

Дело в том, что зоны мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся очень близко. И есть, например, специальные методики, корректирующие проблемы развития речи у детей при помощи тренировки рук. То, что маленьких детей сегодня перестали учить писать так, как учили в свое время нас, безусловно, плохо. Ведь перьевая ручка не только ставила почерк, но и приучала ребенка к аккуратности, вырабатывала внимание, способствовала развитию целого комплекса умений».


К чему может привести полный отказ от письменности в том виде, в каком он существует сейчас? Ведь «рука есть мозг, выведенный наружу» (И. Кант).

Эксперты Форсайт - флота выделили по крайней мере 3 угрозы - и вовсе не далёкого будущего



Угроза «дети планшетов» возникнет, когда в школу придёт поколение детей, выросших в новой среде, в которой значительная связь их деятельности была связана с новыми технологиями - iPad-подобные дети.

Сегодня специалисты отмечают ряд негативных последствий постоянного взаимодействия с электронными устройствами:


Люди, имеющие навык записи собственных беглых мыслей или случайно подслушанных фраз, краткого описания места, ландшафта, сюжета разговора, не мычат и не мекают в разговоре.

Текстовый редактор услужливо правит опечатки и ошибки. Но нередко бывает так, что разойдясь в мнениях с программой по проверке правописания, мы, чтобы без словаря проверить себя, тот вариант текста, который у машины вызвал сомнения, пишем от руки на бумаге. Рука-то помнит, как надо писать правильно.



Если мы перестанем писать, не исчезнут ли люди думающие? Способен ли человек печатающий выдать ту же силу мысли, что и человек пишущий?

Фридрих Ницше сменил перо на печатную машинку незадолго до помешательства рассудка.
Позднее уточнили: изменение его стиля, мышления были симптомами прогрессирующего заболевания мозга, а вовсе не результатом механической печати.
Однако остается вопрос: начни он в молодости печатать на машинке, оставив руку и мозг без письменных тренировок, сохранил бы ясность ума столько же или впал бы в безумие намного раньше?



Гасан Гусейнов, филолог, доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ:
«Люди никогда не перестанут писать от руки.
Как кино не уничтожило театры, а телевидение не «прихлопнуло» киноиндустрию, так и гаджеты только дадут руке дополнительные возможности, новую, иногда, может быть, травматичную гибкость большому пальцу. Но страсть к письму останется: рука сама попросит. Потому что письмо — это работа тела с телом, и мысли с телом. Отменить этот голод невозможно — это всё равно что отменить разговор голосом.
Когда мы говорим о рукописи, о писании рукой, мы должны думать о такой вещи, как эскиз. Что такое эскиз, черновик? Это запечатленный момент мысли, даже взлёт мысли, первое приближение к образу, который ещё не вполне оформился. Недосказанные мысли, недодуманное до какой-то сносной промежуточной формы знание нуждается в блокноте и карандаше.
Тренируя руку на запись, мы тренируем мозг на внятное высказывание. Это упражнение позволяет человеку увидеть переход между авторитетной устной речью (например, стихотворением какого-нибудь соловья) и поначалу совсем простым собственным высказыванием.


В некоторых американских университетах еще лет десять назад ввели уроки письма. Причем учат писать не художников или дизайнеров, а обычных студентов. Американцы уверены, что недостаток мелкой моторики влияет на работу мозга, а отсутствие постоянной практики в тонких движениях пальцами затрудняет для человека решение сложных математических задач.

Каллиграфия, искусство красивого письма, – до сих пор ценитсят на мудром Востоке, умение красиво писать возведено в ранг искусства. А в Древнем Египте каллиграфы были на верхней ступеньке иерархии. А Египет - великой культурой. Переход от египетских иероглифов к слоговому, а потом и буквенному письму стал результатом развития человека и послужил базой для дальнейшего развития.



В Европе графологию преподают будущим психологам, а графологическую экспертизу почерка широко используют кадровые службы для оценки интеллектуальных возможностей персонала.
К примеру, во Франции, по разным оценкам, от 35 до 80% компаний применяют графоанализ в поиске сотрудников и выяснении их компетентности. Графолог наряду с почерковедом может выступать в качестве судебного эксперта. В России ситуация специфическая:
у нас нет даже единой и признанной системы сертификации экспертов-графологов. Газеты и журналы часто выдают «ценные указания» по анализу почерка. Воодушевлённые читатели бросаются проверять себя и всех своих окружающих.



© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru