Издательство
"Современные образовательные технологии" создано в 2008 году.
Возможно, именно
кризис ускорил понимание того, что для изменившейся школы, перед
которой поставлены новые задачи, нужны принципиально иные учебные
пособия. Современная школа становится инклюзивной - в ней учатся
дети с разным уровнем развития, в том числе и те, кто раньше мог
получать образование только в специальном учреждении. Эти дети нуждаются
в "обходных путях образования", позволяющих осваивать материал в
доступной форме, включаясь в учебное сотрудничество со сверстниками.
Определяя стратегию
развития издательства, нам потребовалось ответить на ряд вопросов:
- где и когда
начинается инклюзия - в школе - детском саду - в группах развития
учреждений дополнительного образования?
- можно ли
считать инклюзивным образование, при котором дети в одном классе
учатся по разным учебникам, а на форзаце некоторых из них указан
вид школы?
- как добиться
того, чтобы инклюзия не заканчивалась вместе с уроками в школе?
- как сделать,
чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, пришедшие в
общеобразовательное учреждение, стали не головной болью педагогов
и администрации, а стимулом для профессионального роста, освоения
новых технологий?
- как помочь
родителям - не жалеть - принимать, любить, понимать - расти вместе?
- как сохранить
(или уже восстановить) культурные ритуалы, традиции живого общения
семьи и разновозрастных детских коллективов, привить ценности
жизни?
- как научить
современных детей преодолевать проблемы, позитивно выстраивая
своё будущее?
Сотрудники издательства
имеют пятнадцатилетний опыт учебного книгоиздания, работы с детьми
с особыми образовательными потребностями в учреждениях различного
типа и вида, подготовки педагогов в вузе и учреждениях повышения
квалификации.
Однако для получения
ответов на эти вопросы мы обратились к людям, непосредственно занимающимся
образованием. Во всероссийской конференции "Образование детей с
ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы"
(2009) приняли участие 450 специалистов из 27 областей страны. Среди
участников конференции - педагоги всех ступеней образования (ДОУ,
общеобразовательных школ и СКОУ, упреждений НПО, ВПО, ПК), руководители
образовательных учреждений, специалисты органов управления образованием.
Мы убедились, что проблемы образования детей с ограниченными возможностями
здоровья перестали быть проблемами узкоспециальными - они решаются
на самых разных уровнях. Обсуждение материалов конференции показало,
что особые образовательные потребности существуют не только у детей,
но и у педагогов, которые получали специальность в другом обществе,
и у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Всё это определило
целевую аудиторию и структуру пособий, что отражено в нашем девизе
"Образование для всех". Мы исходим из убеждения, что успешен
только тот образовательный процесс, в который "включены все". При
таком подходе становится очевидной необходимость использования результатов
работы и представителей различных научных школ, и педагогов-практиков
из учреждений различных типов и видов, разных регионов. При отсутствии
федерального нормативного документа в разных регионах разрабатываются
собственные модели образования детей с ОВЗ. В условиях развития
проектных способов решения проблем образования, внедрения механизмов
общественной оценки результатов образования такие разработки, апробированные
в инновационной деятельности конкретного образовательного учреждения,
проходят общественную и научную экспертизу разных уровней и готовы
к использованию в образовательном процессе страны. Все пособия издательства
"Современные образовательные технологии" апробированы в "своих"
регионах (Самарская, Пермская, Свердловская области, г. Москва),
прошли экспертизу, являются победителями конкурсов различного уровня.
При отборе материалов
для нас принципиальны их соответствие современному состоянию науки,
доступность и завершённость. Каждое пособие - это полноценный УМК,
включающий:
- компактный
и доступный методический комментарий для педагогов и родителей
с чётким формулированием достигаемых образовательных результатов
(что ребёнок сможет делать) и системой измерителей;
- рабочую тетрадь
для ребёнка с заданиями, позволяющими организовать его деятельность
в урочной и внеурочной формах;
- комментариями
для менеджеров образования, организующих образовательный процесс
в той или иной форме;
- в случае
необходимости УМК включает дополнительные разрезные материалы.
Название издательства
отражает специфику подхода к учебно-методическим материалам. В основе
проектирования образовательных технологий в инклюзивном образовании
лежит алгоритмический подход: пошаговое описание достижения результатов
каждого этапа, комплексы разноуровневых заданий и система измерителей.
Такой подход позволяет организовать коррекционно-развивающую работу
по конкретной проблеме. Определяющим становится не ориентация на
"возрастную норму", тип или вид образовательного учреждения, а индивидуальный
подход к преодолению трудностей конкретного ребёнка. Это расширяет
сферу применения наших пособий - они могут использоваться в дошкольных
учреждениях, общеобразовательных и коррекционных школах в урочной
и внеурочной деятельности, учреждениях дополнительного образования,
при занятиях родителей с детьми, позволяя "вернуть семью" в процесс
воспитания.
Серии пособий
определены общей структурой технологического цикла, включающей в
качестве обязательных элементов:
- диагностику
(потребностей и возможностей детей, профессиональных потребностей
педагогов, социального заказа);
- определение
на основе анализа результатов диагностики целей и результатов
конкретного этапа обучения;
- проектирование
на основе анализа результатов диагностики содержания и организации
образовательного процесса;
- регулярный
мониторинг и коррекцию.
Такой подход
позволил объединить учебно-методические пособия издательства в серии
"Управление по результатам. Я расту" - "Технологии сотрудничества.
Учимся вместе" - "Образование через всю жизнь".
|